Во второй половине 15 века в Нидерландах появляется ряд крупных мастеров резцовой гравюры. Между 1465 - 1485 годами здесь работал мастер, который подписывал свои произведения буквой W и значком, напоминающим изображение ручного зеркала или ключа (так называемый Мастер W с ключом). Наиболее оригинальны две серии резцовых гравюр, исполненные, по-видимому, в годы, когда он работал при дворе Карла Смелого. Одна из них называется "Битвы и военные лагеря Филиппа Доброго, герцога Бургундии" (отца Карла Смелого). Листы с шатрами герцога и его свиты чередуются здесь с изображениями конных и пеших отрядов бургундской армии. Интересна и другая серия - "Парусные корабли".
В последней четверти 15 века работал Монограммист FVB. Его лучшие листы - "Суд Соломона", "Распятие с Марией и Иоанном", "Св. Георгий" воспроизводят мир с той же тонкостью, что и произведения его современников - нидерландских живописцев. Он виртуозно владеет техникой, используя ее возможности: серебристое штриховое пятно, нежный переход тени или нескольких легких линий далекого пейзажа. В то же время большинство его работ недостаточно оригинальны, в них сказалось влияние Дирка Боутса, Ганса Мемлинга и Мартина Шонгауэра. Среди произведений мастера привлекают внимание необычные для его времени жанровые листы: "Драка двух крестьян" и "Монах и пряха".
Значительное место в истории нидерландского искусства занимает и Монограммист I.A.M. из Зволле. Искусство этого мастера, работавшего на севере Нидерландов, может показаться провинциальным; анатомия фигур грешит ошибками, композиции перегружены. В наиболее совершенных его произведениях проявилось влияние нидерландской живописи. Так, например, его гравюра "Оплакивание" (1490) свидетельствует о знакомстве с живописью Рогира ван дер Вейдена. Нервное, то холодновато-сдержанное, то напряженное и дисгармоничное, творчество мастера из Зволле несет на себе печать более яркой индивидуальности, чем гравюры Монограммиста FVB.