К числу шедевров нидерландской ксилографии относится серия иллюстраций к книге Оливье де Ла Марша "Рассуждение о рыцаре" (первое издание книги вышло в Гоуде в 1486, второе - в Схидаме в 1498). Суховатую аллегорическую поэму сопровождают оригинальные ксилографические листы. Она начинается с того, что автор "в осеннюю пору года и своей жизни" отправляется из дома в сопровождении Думы. Иллюстратор изображает их в виде оживленно беседующих кавалера и дамы. Узору парчового платья дамы противопоставлена одежда кавалера, переданная черным пятном и белой штриховкой. Одежды кавалера и дамы выразительно выделяются на белом листе. Однако это не абстрактный белый фон: два цветущих кустика у ног беседующих показывают, что они стоят на лужайке, изгибы дороги уводят взгляд вдаль, к замку. Замок помещен на листе выше фигур таким образом, чтобы не нарушать их очертаний. Подобно многим замкам на картинах нидерландских живописцев, он воспринимается не как крепость, а как жилье. Именно отсюда герой-автор пускается в путь.
Другие иллюстрации изображают, как он сражается со Смертью и Старостью, как посещает отшельника по имени Разумение, присутствует при гибели недавнего властелина Нидерландов бургундского герцога Карла Смелого в поединке со Случаем (де Ла Марш действительно участвовал в битве при Нанси в 1477 году и опознал потом на поле боя тело убитого герцога). Дамы, отшельники, рыцари - аллегорические персонажи поэмы, обретают плоть и кровь, они мыслят и энергично действуют. Прежде всего это относится к автору. Крупные характерные черты его лица, изящные жесты и уверенная поступь, по всей вероятности, передают облик самого Оливье де Ла Марша.
На протяжении 15 века в Нидерландах идет формирование художественной культуры Возрождения. В гравюре средневековые традиции чувствуются сильнее, чем в живописи. Это сказывается и в грубоватых декоративных "народных листах" с изображением святых, и в иллюстрациях ксилографических книг, отражающих религиозное сознание эпохи. В отличие от них, иллюстрации к "Рассуждению о рыцаре" - подлинное произведение эпохи Возрождения. Дело не только в их светской сюжетной канве. В них появляется новый образ человека - мыслящего и действующего, активного и самостоятельного. Новому мировосприятию соответствует и смелая оригинальность графического решения. Иллюстрации к книге О. де Ла Марша завершают развитие нидерландской ксилографии 15 века, они уже тесно связаны с искусством 16 века - с графикой Якоба Корнелиса ван Остсанена и Луки Лейденского.
Несколько позже, чем ксилография, в Нидерландах начинает развиваться резцовая гравюра на меди. Если ксилография, резко отличаясь по своим возможностям от существовавших прежде художественных техник, с самого начала требует создания особой изобразительной системы, то резцовая гравюра менее самостоятельна. Тонкие линии и мелкая штриховка, образуя сложный светотеневой рисунок, позволяют приблизиться к изобразительным возможностям рисунка серебряным карандашом, миниатюры и живописи. В большинстве своем профессиональные ювелиры, мастера резцовой гравюры используют в качестве образцов произведения этих старых, высокоразвитых художественных техник. Нередко они обращаются к работам своих немецких собратьев, так как в Германии раньше, чем в Нидерландах, выдвинулись крупные оригинальные художники-граверы. Наконец, значительная доля резцовых гравюр 15 века воспроизводит чрезвычайно сложные по форме золотые и серебряные изделия поздней готики. Эти листы использовались как образцы в ювелирном деле.