В какой-то степени сближается с европейским искусством творчество другого пейзажиста укиё-э, младшего современника Хокусая Андо Хиросигэ. Он пошел, однако, по иному пути. Расцвет искусства этого мастера приходится на 30 - 40-е годы 19 века, когда одна за другой были изданы такие серии, как "Восемь видов Оми", "Сто знаменитых видов Эдо", "69 станций Кисокайдо", "Виды различных провинций" и многие другие. В работах Хиросигэ сказалась общая тенденция развития искусства тех лет - нарастание конкретности видения, все больший интерес к воссозданию зрительно достоверных образов. И одновременно он как бы продолжил ту линию камерного лирического пейзажа, которая наметилась у графиков 18 века и с отрицания которой начал Хокусай.
Ученик пейзажиста Тоёхиро Хиросигэ много путешествовал, любил наблюдать дожди и метели, следить, как тает утренний туман, как сквозь синюю дымку проступают очертания людей, зданий, деревьев. "Хиросигэ изучал природу, рисовал с натуры, взбираясь на горы и спускаясь в долины. Так он основал школу пейзажа, которая была верна природе"* , - писал один из его учеников. Хиросигэ значительно расширил пейзажный жанр укиё-э - ввел новые мотивы, заинтересовался пленэром, научился передавать прозрачные дали и голубые туманы. У него был острый глаз живописца, но он никогда не поднимался до высот обобщения и философского раздумья, которые были свойственны его старшему современнику. ( Boiler W. Masterpieces of the Japanese color woodcut , p.167 ) Правда, в своей лучшей серии "53 станции Токайдо" (1833 - !834) он нашел ту меру естественности и обобщения, достоверности и вымысла, которая ставит ее в число одной из самых значительных работ позднего периода укиё-э. Она в какой-то степени напоминает дневник лирического путешествия поэта Басе "По тропинкам севера". Так же как Басе, Хиросигэ путешествует по дорогам Японии не только для того, чтобы что-нибудь узнать, описать или рассказать; его главная цель выразить впечатление, заразить своей эмоцией. Закрывая горизонт рядами строений или грядами гор, он как бы сжимает пространство, создает замкнутую камерную сцену, ограничивает и точно фиксирует взгляд зрителя, часто применяя раскат и переходные тона в колорите, создает изменчивую эмоциональную среду. На гравюре "Станция Миянокоси" тонкой градацией серых и голубых тонов он воссоздает и пространство, и прозрачный свет полной луны, и тонкую завесу тумана, в котором скрадываются детали, сливаются тона и все кажется причудливым и фантастичным.
Особенно любит художник изображать снегопады, дожди, метели. Его привлекает и зябкая изморозь туманного рассвета ("Станция Мисима"), и неистовство бури ("Станция Сёно"), и стремительность неумолчного ливня ("Станция Кавасаки"). Гравюра "Станция Камбара" посвящена поэзии зимней ночи, уюту небольшой горной деревушки, тишине и покою земли, словно уснувшей под глубоким снежным покровом. На многих гравюрах Хиросигэ пишет стихи. Так, гравюра "Ночной дождь в Карасаки" из серии "Восемь видов Оми" сделана на тему стихотворения: И в ритме серебристых линий, как удары клинка врезающихся в бездонную синь озера, мы ощущаем неудержимую силу ливня, почти слышим шум ветра в соснах, который так любили японцы. Произведения Хиросигэ достоверностью наблюдений, естественностью точки зрения, замкнутым, доступным обозрению пространством рассчитанным на неподвижный фиксированный взгляд зрителя, все больше сближаются с европейским искусством, что ведет к постепенному завершению 250-летнего периода развития национальной японской школы ксилографии. ( Разговор сосен обычно звучит как музыка вечернего ветра. Этим и знамениты сосны Карасаки, но сейчас голос ветра не слышен из-за шума ночного дождя. ) Основные тенденции, наметившиеся еще в творчестве Хокусая и Хиросигэ, дойдя в творчестве мастеров второй половины 19 века до предела, переходят как бы в свою противоположность, что также приводит к деформации традиционного для гравюры содержания и формы. Появившееся у Хокусая ощущение нестабильности мира преобразуется то в повышенную патетичность, то в предельную экспрессивность образов, а идущий от Хиросигэ интерес к достоверности претворяется у его учеников и последователей в прозаичность и будничность. Наиболее показательным из поздних течений в ксилографии укиё-э было творчество художников семьи Утагава (букв. "Река песен"). К этому течению принадлежали десятки мастеров, из которых наиболее продуктивным был Кунисада, а самым талантливым Куниёси. Художники Утагава предпочитали исторические и литературные мотивы, много работали в театральном жанре, часто изображали борцов сумо. Среди них было немало хороших мастеров, однако их творчество все больше отходит от возвышенных идеалов 18 века, в нем утрачивается соотнесенность повседневной действительности с извечными законами Вселенной, снижаются возвышенные идеалы, исчезает ощущение гармонии человека и окружающей среды.