Семнадцатый век с его интересом к сложному, постоянно меняющемуся миру человека обратился к новой технике гравюры - офорту. Но его возникновение относится к началу 16 столетия, и первые попытки освоить специфику офорта на железе принадлежат Альбрехту Дюреру. Правда, офорт с его импульсивной линией, резкими световыми контрастами и одновременно эскизной легкостью, не мог с достаточной силой и убедительностью выразить художественные идеалы эпохи Возрождения. Кроме того, техническое несовершенство новой техники (железо после травления быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало быстрому ее развитию. Дюрер выполнил всего шесть офортов и оставил эту технику, так как ее возможности шли вразрез с его стремлениями создать рационально построенный, классически гармоничный образ. Этим задачам наиболее полно отвечали ксилография и резцовая гравюра.
Если гравюры на дереве Дюрера способствовали резкому качественному скачку в развитии ксилографии, то гравюры на меди продолжали постепенную эволюцию этой техники, вершиной которой стали три «мастерские" гравюры. В конце 15 века на смену первым контурным резцовым гравюрам пришли гравюры с пластическим решением. Однако крупнейший предшественник Дюрера в этой области Мартин Шонгауэр, выявляя объемы, ставя пластические задачи, не мог решить еще проблемы света.
Вслед за Шонгауэром Дюрер разработал сложнейшую систему штриховки, которая позволила ему ввести в гравюру свет и строить все изображение с помощью тональных градаций. Весь путь развития резцовой гравюры был направлен в сторону приближения к живописности, трехмерности и пространственности. Творчество Дюрера было вершиной на этом пути. Он впервые поднял гравюру до уровня высокого искусства, к которому раньше относили только живопись и скульптуру.
Графика художника необычайно богата и разнообразна и по техникам (ксилография, гравюра на меди, сухая игла, офорт), и по сюжетам (мифологические, библейские, современные), и по жанрам (иллюстрация, портрет, бытовая тема, декоративная гравюра). Часто в резцовых гравюрах Дюрера встречаются образы крестьян ( «Танцующие крестьяне», 1514; «Три крестьянина», 1497 - 1498 «Крестьяне, идущие на рынок», 1519). Накануне событий Крестьянской войны гравер наделяет своих героев грубой и могучей силой, решительностью и воинственностью. Вместе с тем в его отношении к ним сквозит ирония и снисходительность горожанина.
Портрет занимал значительное место в творчестве Дюрера-живописца. В последние годы жизни он обратился к этому жанру и в гравюре. Среди портретов, исполненных резцом, выделяются изображения видных гуманистов 16 века Эразма Роттердамского и Филиппа Меланхтона, друга художника Виллибальда Пиркхеймера, крупных политических деятелей того времени Фридриха Мудрого и Альбрехта Бранденбургского. Наряду с точной внешней характеристикой, художник всегда подчеркивает значительность личности портретируемого, а в надписях восхваляет высокие качества и заслуги каждого. Графические портреты, выполненные Дюрером, - своеобразный памятник современникам.
Богатство фантазии, глубина творческой мысли, мастерство художника наиболее полно проявились в области гравюры, поэтому ей по праву принадлежит ведущая роль в его творчестве. Работы Дюрера остаются вершиной в гравюре 16 века. Он настолько широко и плодотворно проявил себя во всех видах и жанрах гравюры, настолько полно раскрыл в ней важнейшие проблемы своего времени, достиг такого технического совершенства, что его собратья по резцу часто следовали образцам великого мастера, используя его темы, иконографию и технические достижения. Библейские и евангельские сюжеты были ведущими в творчестве немецких художников 16 века. Однако наряду с ними благодаря творчеству А.Дюрера в искусство немецкой гравюры широко вошла античная тема, получив разнообразную и сложную интерпретацию.