Работы Ганса Бальдунга.

С одной стороны, художники стали обращаться к чисто античным сюжетам, которые на почве северного гуманизма и Реформации приобрели морализирующий оттенок. С другой - интерес к обнаженному телу, к античным памятникам, литературным произведениям соединяется с интересом к национальным традициям. Это приводило к созданию иконографически сложных и необычных произведений. Мастера гравюры первой трети 16 века прямо или косвенно были учениками Дюрера. В своем искусстве они опирались либо на личный опыт работы в его мастерской, либо на его произведения.

Одним из наиболее талантливых учеников Дюрера был Ганс Бальдунг, прозванный Грин. В гравюрах Бальдунга очевиден интерес к человеку, но он не наделяет его гармонией и спокойствием, присущими итальянскому искусству, или внутренней одухотворенностью, как Дюрер. Для Бальдунга человек - это часть природы, ее стихийного начала. Он работал главным образом в гравюре на дереве, поражая зрителей неожиданными композициями своих листов, сложным движением и ракурсами, резким освещением, что служит для передачи взволнованности и эмоциональности образов.

В гравюре «Ведьмы» (1510) таинственное действие, происходящее на фоне разбушевавшейся природы, носит зловещий характер. Злое начало, неподвластное разуму человека, существующее в природе, в людях, в животных, становится неотъемлемой частью искусства Бальдунга. Именно в народе, в его творчестве, фольклоре, магии черпал художник свои темы. Гравюры Ганса Бальдунга не дают представления об эволюции его графического творчества. Уже в первых листах художник предстает как вполне сложившийся мастер, который свободно владеет перспективой и анатомией, усвоенными в мастерской Дюрера.

Бальдунг прекрасно чувствовал материал. Но, стремясь к напряженной силе образов, он, так же как и Дюрер в поздние годы, снижает эмоциональное и декоративное начало. Гравер доводит линию до такого лаконизма, что она превращается в сухой жесткий штрих ( «Дикие лошади»), либо вводит цвет и белый штрих («Ведьмы"). В листе «Ведьмы» сложная композиция с переплетающимися фигурами людей, животных и растений усилена дополнительным цветом (художник применил тоновую доску) и белым штрихом, которые передают эффект таинственного ночного освещения. Мощные тела ведьм подобны огромным стволам деревьев. Короткие закругленные штрихи лишь моделируют формы.

Особой стремительностью отличаются композиции, изображающие животных. Причем животные, как и человек, существуют не сами по себе, а как частица природы, ее первозданной силы («Дикие лошади», 1534)· Жесткие, отрывистые линии строят композицию этой гравюры. Бальдунг сохраняет ощущение материала. Застывшие тела животных переданы так объемно, что невольно напоминают вырезанные в дереве фигуры. Художник словно специально отказывается от спокойных и красивых композиций, вводит резкие ракурсы, чтобы передать стремительное движение. Однако оно не получает своего развития. Взбунтовавшиеся животные замерли, они не могут развернуться и продолжить свое движение в пространстве. Лист бумаги мал, чтобы дать выход их движению. Композиции гравюр Бальдунга разнообразны, но в них всегда подчеркнуты динамичность, необычность и таинственность. Одной из наиболее сложных по расшифровке гравюр мастера является его знаменитый лист «Околдованный конюх» (1544). Здесь соединены две темы, к которым художник не раз обращался в своем творчестве: тема колдовства и тема взбунтовавшегося животного.

Слитые воедино, они придают особую загадочность этому листу. Притягательная сила гравюры не только в оригинальности сюжета, в совершенстве и лаконизме графического языка, но и во внутренней таинственной жизни самого изображения. Гравюра не рассчитана на ее спокойное прочтение. Рассказ, как и у Дюрера, отсутствует. Бальдунг выбирает кульминационный момент действия. Зритель сам должен домыслить, развить событие, восприняв эмоциональный настрой гравюры с помощью композиции, освещения, формы, ракурсов, характера штрихов и линий. Он становится участником событий, вовлекается в происходящее действие.

Гравюры Ганса Бальдунга Грина - значительное явление в немецкой графике первой трети 16 века. Он наделил своих героев силой и мощью, присущими человеку Возрождения. Но в отличие от Дюрера, постоянно стремившегося к гармонии, Бальдунг разрушает жизнеутверждающее ренессансное начало. Изображение окружающего мира строится на субъективном восприятии художника с повышенной эмоциональностью, которая приводит к преувеличенной резкости, динамичности рисунка. Именно эти качества позволяют отнести творчество Бальдунга к первым проявлениям маньеризма в Германии.

Г.Бальдунг, прозванный Грин Дикие лошади. 1534

Г.Бальдунг, прозванный Грин Дикие лошади. 1534

Г.Балъдунг. Ведьмы. 1510

Г.Балъдунг. Ведьмы. 1510

Г.Балъдунг, прозванный Грин Околдованный конюх. Около 1544

Г.Балъдунг, прозванный Грин Околдованный конюх. Около 1544