Первая треть 16 века была временем бурных социальных, политических и культурных изменений. В эти годы религиозных войн и крестьянских восстаний работают великие мыслители и гуманисты Германии, художники и писатели. Многие художники были не только лично знакомы с выдающимися политическими деятелями своего времени, но и принимали активное участие в событиях, происходящих в стране. Вполне естественно, что их произведения носили острый, часто злободневный характер. Крупнейшим мастером, связанным с Реформацией, отразившим в своей графике все сложные стороны движения, был Ганс Гольбейн Младший. Гуманист, активный и деятельный участник Реформации, Гольбейн оставил значительный след в гравюре, работая главным образом как иллюстратор. Влияние итальянского гуманизма, знакомство с Эразмом Роттердамским способствовали развитию у художника рационального взгляда на мир.
Гуманистическое мировоззрение, политическая активность, яркая сатирическая направленность произведений характерны для этого мастера. Гольбейн не скрывал своих социальных и религиозных взглядов и воплощал их в своем искусстве. Используя гравюру как наиболее действенное средство в борьбе с Римом, с папой римским, он выпустил несколько листов против торговли индульгенциями («Въезд папы в ад», 1527). Гравюры Гольбейна, как и народные картинки, были доходчивы и пользовались большой популярностью среди самых разных слоев общества. Особой популярностью в 16 веке пользовались иллюстрации Гольбейна к «Пляске смерти» (1526).
Содержание каждой гравюры этой серии очень близко народным представлениям о смерти: смерть всегда, везде, со всеми, она действует, она карает. Главная мысль серии - та же, что и у Дюрера, о равенстве всех перед смертью. Художник показывает, как каждый представитель общества встречает смерть. В его поведении заключена обличительная сила критики Гольбейна. Насмешливо-сатирическое отношение художника к папе, кардиналам и монахам сродни народному отношению к священнослужителям и недвусмысленно напоминает о возмездии. Сатирическое и трагическое соединены в этой серии. Острота содержания, лаконизм художественных средств придают этим маленьким по размеру гравюрам особую значительность.
Графическое искусство Лукаса Кранаха Старшего в значительной степени отражает богатство и многообразие художественных исканий того времени. Широта тематики, яркость художественного языка, требования, которые художник предъявлял к гравюре, близки творчеству Дюрера. Искусство Кранаха, поставленное на службу движения Реформации, было обращено к традициям национальной школы. Кранах - один из создателей пейзажного жанра в гравюре. Его ксилографии 1500-х годов отличаются эмоциональным восприятием природы. Своими работами он оказал влияние на творчество мастеров дунайской школы. Красота окружающего человека мира, поэтическая одухотворенность родного пейзажа переданы в гравюре «Адам и Ева», где человек и природа оставляют нечто единое. Как и многие его современники, Кранах часто в ранних своих работах вводит в ксилографию цвет. С 1510-х годов художник живет в Виттенберге, ставшем центром движения Реформации. Именно в Виттенберге М.Лютер вывешивает на дверях собора свои знаменитые тезисы, направленные против католической церкви. Кранах вместе с другими гуманистами Виттенбергского университета разделяет его взгляды. Художник выполняет портрет Лютера, выпускает листовки в защиту его учения, иллюстрирует его книги.
В Виттенберге Кранах впервые обращается к сатирической графике. Наиболее значительным графическим произведением художника в этот период была серия «Апостолы" (1515)· В ней выражен пафос этого мятежного периода немецкой истории. Мощные фигуры апостолов полны решимости, они символизируют борьбу за новую религию. Более гротескный характер носит серия «Страсти» (1509 - 1511), созданная под влиянием гравюр А.Дюрера. Композиции листов просты и лаконичны. Художник специально прибегает к упрощенным приемам, используя лишь контурную линию и небольшую штриховку. Он стремится к простоте и доходчивости своих гравюр, рассматривая их как массовое искусство, служащее пропаганде идей Лютера.