Работы Альбрехта Дюрера, гравюры серии «Апокалипсис»

Тема «Апокалипсиса» (1498) созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века. Постоянные междоусобные войны, голод, эпидемии, слухи о предстоящем конце света и Страшном суде, который якобы грозит человечеству в 1500 году, - все это нашло отражение в гравюрах «Апокалипсиса". Серия, названная по образцу народных изданий «Апокалипсис в лицах", предназначалась для самого широкого распространения. Она состояла из пятнадцати больших листов, текст к которым был издан не только на латинском, но и на немецком языке и помещался на обороте гравюр. Дюрер смело превращает представителей разных сословий немецкого общества в героев «Апокалипсиса". Он не боится сказать о том, что все равны перед карой небесной. Это откровение звучит в четвертом листе серии, который называется «Четыре апокалипсических всадника". Они проносятся над миром, в их стремительном движении художник видит не только разрушающее, но и очищающее начало.

Эта тема становится основной темой серии. Художественный язык гравюры приобретает большую конкретность, динамичность, смелость. Каждое изображение имеет свой эмоциональный ключ и строится на выделении основного действия. Так, стремительность движения стала главным мотивом в «Четырех апокалипсических всадниках". Развевающиеся одежды, сильные жесты, поднятое оружие, убегающие и падающие в панике люди, каждая деталь усиливает впечатление ускоряющегося темпа. Композиция строится на перекрещивающихся диагональных осях, что подчеркивает ее экспрессивность.

Иначе решена композиция гравюры Битва архангела Михаила» (1498), главный пафос которой в столкновении двух противоположных начал: добра и зла, света и тьмы. Лист делится по горизонтали на две неравные части. Действие, происходящее на небе, занимает центральное место, изображение земли - лишь небольшую часть листа. Хрупкое тело Михаила противостоит огромной бесформенной массе дракона, контрастом яростной битвы на небе служит мирное спокойствие, царящее на земле. Запутанному готическому узору линий в верхней части листа противопоставлен спокойный и ясный рисунок, изображающий тихий деревенский пейзаж.

Несмотря на отдельные готические черты (многофигурность, перегруженность композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), серия «Апокалипсис" воспринимается как произведение Нового времени. Черты нового проявились, прежде всего, в индивидуальной трактовке сюжета, в той активности, которой Дюрер наделяет своих героев, в их страстной решительности, действенности, героизме. По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис" является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения.

А.Дюрер Четыре апокалипсических всадника 1498 Из серии «Апокалипсис». Ксилография

А.Дюрер Четыре апокалипсических всадника 1498 Из серии «Апокалипсис». Ксилография

А.Дюрер Битва архангела Михаила. 1498 Из серии «Апокалипсис»

А.Дюрер Битва архангела Михаила. 1498 Из серии «Апокалипсис»