Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело. Он первым в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и был одним из немногих немецких художников 16 века, оставивших после себя литературное наследие. Получив первые художественные навыки в семье отца - золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у крупнейшего нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства.
Обращение Дюрера к гравюре привело к резкому изменению оценки ее особенностей, возможностей и назначения. Драматические события эпохи, свидетелем которых он являлся, нашли отражение в его гравюрах на дереве. Вместе с тем в гравюрах на меди художник работал над созданием гармоничного образа, близкого итальянским гуманистическим идеалам. Эти две грани творчества существовали параллельно, оказывая друг на друга взаимное влияние. Гравюра на дереве, близкая народным картинкам и иллюстрациям, была понятнее народу, для которого она и выпускалась. Резцовая гравюра на меди позволяла решать специфически-художественные проблемы и была рассчитана на зрителей, более подготовленных к восприятию искусства. Уже первые ксилографии гравера, выполненные в Нюрнберге в 1490-х годах, качественно и стилистически отличались от всего, что было создано до него. Вместе с тем очевидны и влияния, которые испытывал начинающий мастер. Это прежде всего влияние немецкой ксилографии 15 века с ее ярко выраженным декоративным началом и произведений итальянских граверов, которые в то время часто попадали в Нюрнберг и в мастерскую Вольгемута. Под их воздействием в ранних ксилографиях Дюрера появляются черты монументальности и героичности. Но на всю жизнь художник сохраняет связь с традициями немецкого искусства, с его любовью к конкретному, к природе, к передаче деталей и подробностей, к изображению сцен народной жизни. Дюрер одним из первых художников почувствовал не только декоративные возможности ксилографии, но и эмоциональную выразительность этой техники. В своих ранних гравюрах для передачи напряженности сцены он использовал упругую четкость черных линий, контрастирующих с белым листом бумаги. Тяжелую, требующую полной отдачи всех человеческих сил борьбу показал художник в ксилографии «Самсон» (1496 - !497). Изобразительный строй гравюры, неразрывно связанный с характером композиции, подчинен этой главной теме.
Сложный узор завивающихся в тугие кольца линий соответствует закрученной в клубок композиции, в которой сплелись тело человека и льва. Линия стала носителем эмоциональной выразительности и экспрессии образа. Дюрер, видимо, сам пробовал резать гравюру. Только этим можно объяснить такое точное ощущение упругости, четкости и напряженности каждой линии. В гравюре, менее связанной со средневековыми традициями, чем живопись, Дюрер попытался выразить мятежный дух своего времени. Поэтому столько страсти вложил он в серию «Апокалипсис".