Одним из самых значительных достижений французского искусства 16 века было развитие жанра портрета. Великолепные карандашные портреты были созданы Франсуа Клуэ, Пьером и Даниэлем Дюмустье. Расцвет портретного жанра в эпоху Возрождения был связан с общим направлением развития искусства этого времени, проявившимся в стремлении к познанию окружающей жизни, к освобождению человека от пережитков религиозного средневековья.
«Портрет Франциска I», гравированный в 1536 году Жаком Прево, один из ранних образцов портрета в резцовой гравюре. Портрет отличается острой выразительностью образа. Изображение строится на контрастном сопоставлении больших темных плоскостей, покрытых мелкой сплошной штриховкой, и светлых пятен, тревожно вспыхивающих то на лице Франциска, то играющих бликами в волосах, в складках плаща, украшениях. Динамика контрастов света и тени, асимметричность и некоторая перегруженность композиции придают листу черты напряженного драматизма. В гравюре «Портрет Генриха II», исполненной Рене Буавеном, дано профильное изображение короля, вписанное в овал орнаментальной рамы. Оно выглядит легким и воздушным. Чистота и ажурность графической манеры гравера создают образ пластически ясный, легко обозримый и вместе с тем парадно-представительный. Портреты Тома де Лё, награвировавшего более двухсот работ этого жанра, сделаны на основе рисунков с натуры. Они отличаются композиционным однообразием: в плоскую овальную раму художник свободно вписывает погрудное изображение модели в трехчетвертном повороте, остро схватывает индивидуальные черты портретируемого, его характер, позу.