Среди многочисленных последователей Жака Калло офортисту Абрааму Боссу принадлежит особое место. А.Босс одним из первых французских граверов обращается к изображению человека в его повседневном окружении, за привычными занятиями.
В отличие от Калло, который смотрел на мир словно в перевернутый бинокль, представив его в виде широкой панорамы человеческого бытия, Абраам Босс рассматривает жизнь вблизи, изображая все крупным планом, с документальной точностью воспроизводя, по словам Мариетта, «все то, что каждый день происходит в жизни горожан, и делал это так правдиво, что нельзя пожелать ничего большего»*. * Le Blanc Manuel des amateurs d'estampes Paris, 1854, t1, p 470
В своих офортах Босс воспроизвел достоверную картину жизненного уклада французского общества времени Людовика XIII. Ассамблеи, празднества, свадьбы, а рядом изображения жанровых сцен, где действие происходит в книжных лавках, аптеках, мастерских художников и граверов. Сюжет евангельской притчи о десяти девах разумных и неразумных служит поводом для изображения уютных интерьеров домов богатых горожан, их костюмов, уклада жизни. Свои гравюры художник обычно сопровождает дидактическими надписями, стихами, по-видимому, собственного сочинения.
Используя технические приемы Жака Калло, Босс гравирует по твердому лаку то скрещивающимися, то параллельными линиями, дополняя их иногда густой перекрестной штриховкой в тенях. Гравировка его отличается точным рисунком. Офорты легки и прозрачны, в них нет перегруженности, белый цвет листа играет активную роль в передаче световоздушной среды, объединяющей все изображение в некий целостный мир.
В офорте «Мастерская гравера» (1642) художник со всеми подробностями изобразил интерьер мастерской художника-графика. В центре — станок, по стенам развешаны гравюры, каждый мастер выполняет определенную операцию: один наносит краску на доску, второй накладывает бумагу, третий с усилием приводит в движение печатный пресс. Босс удивительно точно, со знанием дела передает их движения, позы и жесты.
Абраам Босс исполнил около полутора тысяч офортов. Среди них — религиозные композиции, исторические и аллегорические сюжеты, портреты, планы городов и различных местностей. Но наиболее интересны из них жанровые листы, в которых художник воссоздал своеобразный портрет быта и нравов своих современников. Эти гравюры Босса имеют познавательный интерес как документ эпохи, выполненный большим мастером.
К технике офорта обращался и знаменитый живописец-пейзажист, представитель стиля классицизма — ведущего направления в искусстве Франции 17 столетия — Клод Желле, прозванный Лорреном. Наследие Клода Лоррена невелико. Он исполнил всего двадцать шесть офортов. Но каждый из них, как, например, листы «Переправа через брод», «Пастух со стадом», «Морской порт» и «Гавань. Восход солнца.», — подлинный шедевр.
В гравюрах Лоррена проявилось удивительно непосредственное чувство природы, стремление художника к правдивой передаче различных ее состояний.
Клод Лоррен безупречно владеет техникой травления, добиваясь мягкого перетекания тонов от густого темного на переднем плане к серебристым легким вдали, увлекающим взор в глубину.
Офорты Лоррена живописны, штрих разнообразен, трепетен, динамичен, его прихотливые сочетания передают то раннее прохладное утро, влажный туман, покрывающий деревья, здания, парусники, фигурки людей, то ясный тихий вечер, когда природа окрашена теплым сиянием лучей заходящего солнца. Острое и живое восприятие природы не противоречит общей творческой позиции художника-классициста. Его пейзажи в офортах, так же как и в живописи, величественны и героичны. Не случайно художник, чаще всего изображая природу, выбирает величавые моменты ее жизни, когда мир как бы замирает в ожидании торжественного восхода или захода небесного светила. Композиция офортов четко построена и уравновешена, в природе царит невозмутимый покой и гармония.