Граверы 18 века, достигшие необычайного технического мастерства в передаче стилевых особенностей воспроизводимых ими живописных произ-ведении, как правило, не создавали оригинальных гравюр. Они переводили живопись на свой особый, присущий лишь гравюре, художественный язык, имеющий свои законы, свой черно-белый колорит.
Граверу Ш.-Н.Кошену Младшему принадлежит такое высказывание: «Нельзя рассматривать превосходных граверов как простых копиистов, это скорее переводчики, которые переводят красоты очень богатого языка на другой язык, правда, менее богатый, представляющий некоторые трудности, но дающий равноценные произведения, вдохновленные талантом и вкусом»*. * Courboin F L'estampe franfaise Graveurs et marchands Bruxelles-Paris, 1914, p 86.
Среди многочисленных мастеров 18 века хочется особо отметить трех художников, соединивших в себе три разных таланта - рисовальщика, оригинального офортиста и гравера, воспроизводящего работы других художников. Это были Шарль Никола Кошен Младший, Огюстен де Сент-Обени Жан Мишель Моро Младший.
Шарль Никола Кошен Младший был учеником Ж.-Ф.Леба. Он был принят при дворе Людовика XV и пользовался благосклонностью маркизы де Помпадур. Много лет он являлся бессменным секретарем-историографом Парижской Академии живописи, хранителем собрания королевских рисунков. Его называли «первым французским рисовальщиком своего времени». Кошену была предложена должность главного хроникера всех придворных празднеств и траурных церемоний. В своих офортах большого формата, таких, как «Погребальная церемония испанской королевы», «Бракосочетание дофина», он с большим мастерством изображает пространство, искусно компонует многочисленные фигуры, каждая из которых является активным участником сцен. Наряду с оригинальными офортами Ш.-Н.Кошен гравирует резцом с офортом совместно с Ж.-Ф.Леба серию «Порты Франции» с картин К.-Ж.Верне, лист «Игру в жмурки» с картины Н.Ланкре и ряд других работ с полотен своих современников. В гравюре он проявляет тонкое понимание особенностей стиля данного живописца, а в свою очередь по его подготовительным рисункам многие мастера гравируют портреты и делают иллюстрации.
Огюстен де Сент-Обен - ученик своего старшего брата Габриеля. Огюстен был тонким рисовальщиком, изображавшим жанровые сцены и портреты. К лучшим его произведениям в этой области принадлежат два рисунка «Костюмированный бал» и «Концерт», исполненных около 1773 года. Эти рисунки были прекрасно гравированы Антуаном Жаном Дюкло. Художник и гравер запечатлели две интересные сцены из жизни аристократического общества того времени. В гравюре «Костюмированный бал» Сент-Обен изобразил несколько изящных пар, плавно танцующих в небольшом зале, освещенном люстрами и окруженном зеркалами. Дюкло сумел передать не только основной рисунок, но и атмосферу этого бала: кажется, что воздух слегка затуманен благодаря свечам, горящим в люстрах. О. де Сент-Обен выступает как рисовальщик и гравер в парных листах «Будьте по крайней мере скромны» и «Верьте моим клятвам», исполненных в 1789 году. В изображении персонажей этих гравюр переданы легкость и игривая грация, характерные для искусства эпохи.
Выдающимся рисовальщиком и гравером был Жан Мишель Моро Младший. Он был моложе Ш.-Н.Кошена и последний передал ему свои полномочия при дворе. Моро также становится придворным хроникером и изображает празднества, происходившие уже при дворе Людовика XVI. Один из самых интересных офортов этого жанра «Коронование Людовика XVI» (1775). В огромном готическом нефе собора в Реймсе король произносит торжественную клятву на верность церкви. Персонажи этой сцены - важные туповатые прелаты, оживленно болтающие кавалеры, грациозные пленительные дамы на хорах - изображены в индивидуальных позах и очень выразительны. С большим мастерством исполнены в 1782 году четыре офорта, созданные в связи с рождением дофина, - «Фейерверк», «Маскарад», «Королевский обед» и «Приезд королевы в ратушу». В технике офорта Моро воспроизводит также гуаши популярного в то время художника П.-А.Бодуена «Отход ко сну новобрачной», «Честная натурщица» и другие.
Блестящим рисовальщиком Ж.-М.Моро Младший показал себя в двух сериях, гравированных по его рисункам лучшими мастерами того времени. Эти гравюры получили известность под названием «Памятник костюму». Первоначально предполагалось издать их как сборник модных картинок, но Моро превратил свои рисунки в яркий документ, воссоздающий быт и нравы французской аристократии последней четверти 18 века. Сдержанно, спокойно, с реалистической правдивостью ведет он свой рассказ. В первой серии он изображает сцены из жизни молодой дамы. К ней принадлежит лист «Прощание» (1777)> гравированный Робером Делоне. Листы «В ложе» (гравер Шарль Эмануель Пата) и «Изысканный ужин» (1781, гравер Исидор Станислас Хельман) относятся ко второй серии, в которой запечатлены сцены из жизни молодого аристократа. Изысканность рисунков Моро с их ритмично построенными композициями прекрасно передана граверами, большинство которых были его товарищами по мастерской Ж.-Ф.Леба.