https://www.google.ru/search?q=Frank+Brangwyn&hl=ru&newwindow=1&client=&...
К числу первых значительных художников гравюры 20 века относится англичанин Фрэнк Бренгвин, один из крупнейших представителей прогрессивного искусства Западной Европы. Бренгвин сумел изменить традиционное представление об офорте как об интимном и лирическом виде искусства. Непривычно большой формат его листов вызывал удивление. В противоположность офорту 19 века, призванному украшать альбомы любителей гравюры, им был создан монументальный офорт. Его листы способны великолепно «держать» стену.
Не получив систематического художественного образования, Бренгвин во многом был обязан собственному трудолюбию, художественному чутью и таланту. Его эстетическая концепция сложилась почти без всяких влияний и отличалась удивительной самостоятельностью. Правда, в его ранних работах сказывается изучение произведений Рембрандта и Уистлера.
Большое место в гравюре Бренгвина занимал пейзаж, особенно городской. Часто мотивы его пейзажей напоминают офорты Уистлера: старые дома, виды городов, мосты. Но вместо поэтичности, присущей работам последнего, в листах Ф. Бренгвина всегда присутствует романтическая приподнятость художественного образа. Художник создал концепцию монументального пейзажа.
Новый подход к офорту потребовал иных художественных и технических приемов. Вместо дорогостоящих медных досок он работал на цинке, что позволяло создавать листы большого формата, применял глубокое травление. Работы Бренгвина сразу обратили на себя внимание. В 1906 году ему была присуждена золотая медаль на Международной выставке в Милане за офорт «Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции».
Это одно из наиболее интересных произведений художника. Сквозь снасти судна, изображенного на первом плане, видна прославленная венецианская церковь. Глубокое сильное травление сообщает листу особую выразительность контрастов черного и белого. Бренгвин отдает должное величию и ясной монументальности архитектуры итальянского Возрождения, восхищается бурной динамикой жизни своего времени. Сочетание современных мотивов и памятников архитектуры в городских пейзажах придает им романтический характер. Однако смысл пейзажа этим не исчерпывается. Творчество Бренгвина отличается жизнеутверждением.
Сложное мироощущение Нового времени великолепно передано гравером в пределах такого интимного жанра, как пейзаж. Бренгвин максимально использует возможности офорта, добиваясь контрастов темного и светлого, передавая сложность и динамику пространства. Природа предстает в соединении с величаво-торжественной архитектурой, как например, в серии пейзажей, изображающих мосты. В своих гравюрах Бренгвин совсем не пытается добиться незаметности штриха, что свойственно, например, «воздушным» офортам Джеймса Уистлера. Напротив, в его работах ощущается непосредственность физического усилия, возникающего в процессе работы. Наиболее показателен в этом смысле офорт «Бурлаки» (1906), поскольку он, как и многие другие листы художника, выполнялся без подготовительного рисунка.
Лист поражает свежестью передачи увиденного. Бесконечное разнообразие штриха очень точно и ненавязчиво характеризует каждую деталь. Но это не производит впечатления дробности, так как штрих подчинен общему движению фигур, многообразен и подвижен. Несмотря на то, что этот офорт создан с натуры, его композиция строго продумана, а напоминающая скульптурную лепку работа резцом, придает фигурам весомость и монументальность.