Двадцатый век - век глубоких социальных изменений, век революций и борьбы народов разных стран за свою независимость, невиданных до сих пор острых противоречий между различными художественными течениями. Развитие искусства никогда еще не происходило в атмосфере такой напряженной общественной и художественной жизни.. Быстрая смена модернистских течений оказала влияние и на гравюру, так же как на живопись и скульптуру. В гравюре, как и в других видах искусства, в этот период нашли отражение различные формалистические эксперименты.
Двадцатый век — эпоха больших и серьезных художественных поисков. Стремление расширить рамки художественного кругозора, критическое отношение к наследию проявились в искусстве наиболее остро. Так же как в живописи, в гравюре нашли выражение те огромные перемены, которые отличают искусство эпохи в целом.
Еще в конце 19 века закладываются основы важнейших исторических и социальных процессов, характерных для 20 века. Со времени Парижской коммуны, начиная с литографий Оноре Домье и гравюр его современников, возрастала роль печатной графики как могущественного средства воздействия на зрителя, как наиболее доступного и потому самого массового вида искусства. В 20 столетии гравюра приобретает новые качества, шире раскрываются ее возможности.
Важную роль в становлении искусства 20 века вообще, и гравюры в частности, сыграли поиски новых средств выразительности, способных передать усложнившиеся мироощущение и восприятие окружающей действительности. После увлечения искусством Японии в конце предыдущего столетия, художники начала века обращаются к негритянской скульптуре, средневековому искусству, древнерусской живописи, лубку, что во многом изменило арсенал художественных средств и технических возможностей гравюры.
Гравюра приобретает особое место не только в искусстве, но и в повседневной жизни рядового человека. Она превращается в наиболее массовый и доступный вид искусства, что было вызвано появлением технических новшеств, и явилось отличительной чертой гравюры нашего столетия.
В 1890-е годы в творчестве ряда ведущих художников, заинтересовавшихся техникой гравюры, особенно во Франции, происходят значительные изменения, связанные с расширением возможностей самой гравюры, пересматривается эстетика этого вида искусства. Действительно, в творчестве Поля Гогена и Эдварда Мунка складываются новые принципы гравюры на дереве, Анри Тулуз-Лотрек вносит большой вклад в развитие цветной литографии, Джеймс Уистлер совершенствует технику офорта.
Почти все наиболее крупные художники конца 19 - начала 20 века пробовали свои силы в гравюре. Значительное влияние на весь путь искусства в начале 20 века оказало «поколение 90-х годов» во Франции. Продолжая традиции «Общества офортистов», созданного в Париже в 1862 году, и общества «Французские художники-граверы», основанного там же в 1889 году (в Лондоне тоже вскоре было создано общество «Художники-офортисты»), живописцы один за другим обращаются к этому виду искусства. Они ищут близкие к живописным приемы в гравюре, и иногда это дает неожиданные результаты, приводя к чисто техническим и изобразительным новшествам.
Изменения в области изобразительных средств гравюры были продиктованы и рядом других причин. Появление и развитие фотомеханических способов изображения, особенно на первых порах, способствовало отказу граверов от присущей фотографии документальной верности в деталях, что в какой-то мере повлияло на поиски иных средств выразительности и вызвало упадок одних способов гравюры (в основном, репродукционных) и, наоборот, подъем тех, в которых ее специфика проявляется особенно ярко.
Наряду с большими изменениями в технике старых видов гравюры были изобретены новые способы печати: в начале века появляется гравюра на линолеуме, в США в 1930 - 1940-е годы - сериграфия (шелкография).
Еще в конце 19 века получает распространение характерное для 20 века увлечение техникой и материалом гравюры, усиливаются поиски декоративности, что порой вытесняет интерес к самому сюжету. Вместе с тем увеличивается прикладное назначение гравюры: активно развиваются плакат и иллюстрация.
Богатые изобразительные возможности и массовость гравюры выдвинули ее на одно из первых мест в борьбе за передовое современное искусство. Именно в гравюре нашла свое наиболее яркое воплощение социальная тема, поднятая еще художниками 19 века. Наиболее крупные мастера гравюры 20 века: Кэте Кольвиц, Пабло Пикассо, Фрэнк Бренгвин, Франс Мазерель - каждый по-своему, сумели придать этой теме большую значительность и глубину. Их творчество представляет собой сознательную оценку действительности с передовых позиций и принадлежит к наиболее выдающимся явлениям в искусстве нашей эпохи.
В гравюре 20 века можно проследить и свойственное времени тяготение к синтезу искусств, да и не только искусств. Вопросы соединения человеческих знаний перешагнули границы научных исследований и вошли в повседневную практику. При анализе произведений современного искусства мы часто наблюдаем сплав средств выразительности самого различного происхождения, обнаруживая их истоки не только в литературе, как это было в основном в 18 — 19 веках, но и в музыке, театре, и особенно в искусстве кино. Это ярко прожилось в графике Франса Мазереля.
Наиболее значительными школами гравюры в 20 веке остаются французская и немецкая. Но и другие страны Европы: Бельгия, Голландия, Швейцария, Норвегия - выдвигают своих больших мастеров.