https://www.google.ru/search?q=Kathe+Kollwitz+creativity&hl=ru&newwindow...
Наибольшее развитие социальная графика получила в Германии. В немецком искусстве 20 века гравюра играет особую роль, занимая положение ведущего вида искусства. Значительное явление в искусстве 20 века представляет собой творчество замечательной немецкой художницы, графика и скульптора Кэте Кольвиц. Ее работы знаменуют не только большие достижения в области гравюры, но и являются примером искусства социально значимого, впитавшего в себя передовые революционные идеалы времени.
О своих социальных взглядах Кольвиц заявила уже в первых работах, созданных в конце 19 века. Особенно отчетливо ее общественная позиция проявилась в цикле литографий и офортов «Восстание ткачей» (1897). К числу лучших ее произведений относится цикл «Крестьянская война» (1903 - 1908), посвященный событиям истории Германии 16 века.
Создавался он в эпоху нарастания немецкого рабочего движения, в момент острой революционной борьбы в Германии начала века. Одной из лучших гравюр серии является лист под названием «Прорыв». Он строится на сочетании конкретного и символического. В этой гравюре художница отходит от документальности и описательности ранних работ, используя методы художественного обобщения. Работам Кэте Кольвиц свойственна захватывающая сила чувства, которую можно определить как предельную концентрацию переживаний.
В гравюрах серии «Крестьянская война» очередность событий не соблюдается. Одним из первых был создан кульминационный лист цикла «Прорыв». Каждая работа — своеобразное обобщение переживаний автора, связанных с тем или иным сюжетным мотивом. Естественно вплетаясь в общую ткань серии, каждый офорт Кольвиц в то же время является вполне самостоятельным произведением. Таков и другой лист этого цикла «За точкой косы». Удивительно, насколько меняется здесь манера работы в офорте.
Стихийное буйство штриха-мазка в «Прорыве» сменяется почти неразличимым штрихом, сливающимся то в серое, то в глубокое черное пятно. Сложными переходами тона создается почти скульптурно вылепленная упрощенная форма. Если в офорте «Прорыв» художница использовала главным образом выразительность штриха, то в этом листе большая роль придается затяжкам, помогающим создавать тональные переходы, которые как бы «лепят» грубоватую, полную внутренней силы форму. Типаж лишен конкретности. Для художницы важна эмоциональная, психологическая нагрузка, которую несет тот или иной персонаж. Лицо женщины с глазами, полными чувства ненависти и отчаяния, превращается в символ страдания и боли. Еще более выразительны руки, непомерно большие руки, сжимающие косу. Кольвиц навсегда осталась верна своим прогрессивным убеждениям. Первая мировая война, которая для многих представителей европейской интеллигенции была глубоким потрясением, личная трагедия (потеря горячо любимого сына) сказались в ее творчестве. Художница продолжает работу сериями и после войны. Трагические события воплощены в цикле ксилографии «Война», законченном в 1923 году. Кольвиц часто обращается к старому виду ксилографии — обрезной гравюре.
Сама техника, диктующая мастеру скупое использование штриха, кажется призвана выразить силу страдания. Сильное впечатление производит лист «Родители». По сюжету и композиции гравюра перекликается с эскизами памятника погибшему сыну художницы, над которым в эти годы она работала. Родители оплакивают погибшего сына. Группа выделяется черным силуэтом на белом фоне листа. Предельно лаконичная, суровая композиция, почти полное отсутствие деталей, скупой штрих обрезной гравюры передают концентрацию и силу чувства. Своей компактностью группа напоминает памятник. Трагическое мироощущение в творчестве Кольвиц этого периода, а также средства его художественного отражения сближают серию «Крестьянская война» с работами художников-экспрессионистов.