Творчество Джона Флаксмана и Уильяма Блейка

Самобытно и не имеет аналогий в современном ему английском искусстве графическое творчество Джона Флаксмана. Многие его рисунки перегравировывались в технике резцовой гравюры, в основном итальянским гравером Т.Пироли. В своих графических сюжетах к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера (1793)> к трагедиям Эсхила (1795) и к «Божественной комедии» Данте (1802) Флаксман оперирует лишь линией, достигая максимально рационалистического, очищенного от деталей и каких-либо излишеств рисунка, приближенного по строгости к чертежу. На фоне преобладающей устремленности английского искусства к живописности ясные антикизирующие контурные композиции Флаксмана демонстрируют особую линию в графике Англии конца 18 века. Гравюры резцом, а также в мягкой карандашной манере, например, иллюстрации к поэме «Теогония» Гесиода (1817), созданные по контурным рисункам художника, получили название «очерковых» и импонировали многим любителям своей «разумностью», «экономией средств», красотой и выразительностью контура.

Листы мастера производили на многих художников большое впечатление и оказали воздействие на искусство русского художника Федора Толстого. Совершенно исключительное явление в истории английской графики представляет искусство талантливого английского поэта и чрезвычайно своеобразного художника Уильяма Блейка. В причудливых символических и аллегорических образах Блейк высказывал свои суждения о мире и человечестве, стремился выразить протест против окружавшей его несправедливости и мечту о свободе.

Он много иллюстрировал произведения любимых и близких ему по духу авторов - Данте, Вергилия, Дж.Мильтона, а также свои собственные поэтические произведения. Литературное творчество Блейка неотделимо от изобразительного. Он мечтал об издании своих стихов, но ни один издатель не рисковал печатать его книги, иллюстрации к которым он всегда создавал сам. Он изобрел для этого свой собственный оригинальный способ - выпуклый офорт, нередко раскрашенный. Так как для каждой книги он делал свою гравировку, печать и раскраску от руки, немногочисленные экземпляры этих книг всегда отличались друг от друга.

Блейк превосходно владел излюбленной англичанами в графике еще со времен средневековья выразительной контурной линией. Он использует ее то в реалистических, конкретных изображениях, то превращает в затейливые орнаментальные росчерки и извивы. Этими качествами отличаются его бесхитростные, полные тонкой поэтичности ранние произведения - книги «Тель» (1789), «Песни невинности» (1789), «Песни опыта» (1794)· Возрождая традицию ранних английских миниатюр, он оставляет иногда очерковые рисунки нераскрашенными, но контуры делает цветными. Блейк прибегает к этому способу, например, в гравюрах к поэме «Иерусалим» (1804 — 1820).

Вообще цвету в своих гравюрах художник придавал большое смысловое и декоративное значение, и трудно представить себе его гравюры к ранним книгам без использования цвета. Уильям Блейк работал в самых разнообразных техниках - офорте, пунктире, карандашной манере (например, в гравюрах по рисункам Флаксмана) и изобретенном им выпуклом офорте, пробовал рисовать на камне, когда литография еще только зарождалась. В более поздние годы художник обратился и к гравюре на дереве, создав гравюрки-заставки к «Буколикам» Вергилия (1821). От этих маленьких листов, где белые штрихи вспыхивают как искорки в преобладающем темном пространстве, веет величавым покоем и в то же время таинственностью.

Но любимой техникой Блейка была линейная резцовая гравюра. И только в руках этого мастера она обрела в Англии былое величие взамен вспомогательного, подчиненного назначения, которое резцовая гравюра в основном имела у большинства других соотечественников Блейка. Художник виртуозно работал резцом, преодолев традиционные строгость и рационализм, свойственные этой технике. Его редкое дарование в полной мере раскрылось в поздних работах и «рисунках на меди» (так он называл свои гравюры), например, в иллюстрациях к «Книге Иова» (1825). В пределах небольших книжных листов Блейк достигает удивительного разнообразия композиционных решений, ощущения мятежной силы и монументальности образов.

Творчество Блейка стояло особняком в английском искусстве его времени, было мало известно и не пользовалось успехом при жизни поэта. Оно было оценено много позднее. Наследие Блейка представляет собой яркую страницу в английской гравюре, а изобретенная им техника выпуклой печати - единственное в своем роде явление в истории гравюры.

Дж.-Р.Смит Адмирал Дункан

Дж.-Р.Смит Адмирал Дункан