Резцовая гравюра

Глава английской школы пунктира Бартолоцци был в числе первых избран в члены созданной в 1768 году Королевской Академии художеств. Во второй половине 18 века слава пунктирной манеры и Бартолоцци вышла далеко за пределы Англии. Часто в это время на обучение к знаменитому мастеру приезжали художники с континента, среди которых был и русский пенсионер Академии художеств Г.Скородумов. Основанный на цветном пятне и исключающий всякую линейность, пунктир оперирует тональными отношениями и родствен меццо-тинто по самой своей природе. Как и «черная манера», он вполне отвечал живописному стилю искусства своей страны, что также способствовало укоренению и популярности пунктирной манеры в английском искусстве. Этой же причиной в свою очередь может объясняться очень слабое внимание англичан в 18 веке к классической резцовой гравюре. Ее холодный рационализм, строгость и чеканность, рождавшиеся линией как единственным формообразующим элементом, были прямо противоположны эстетике и сенсуалистическим воззрениям того времени.

Но и резцовая гравюра не могла остаться в стороне от господствовавшего в стране направления. Помимо ревностных хранителей ее давно выработанных и устоявшихся приемов и классических традиций Роберта Стренджа и Уильяма Шарпа, в Англии в 70-е годы родилось новое направление резцовой гравюры, которое возглавил художник Уильям Вуллет. Как и другие техники, резцовая гравюра в Англии была почти исключительно репродукционной. Но вместо традиционного воспроизведения работ старых мастеров, таких, как Тициан, Корреджо, чаще всего встречающихся в листах Стренджа и Шарпа, в гравюрах Вуллета все прочнее занимали место английские художники 18 века.

Величествен и живописен его лист «Одиночество»(1778) с картины крупнейшего английского пейзажиста того времени Р.Уилсона. Мастер стремится передать в монохромной гравюре большое богатство оттенков цвета. Он не сводит поверхность листа к скучной монотонности, придает ей разнообразие, сообщает листу максимальную живописность, возможную в резцовой технике. Для этого Вуллет усложняет характер штрихов, то широких и волнистых, то коротких параллельных, то более текучих и длинных. Живописность достигается дополнительной обработкой доски офортной иглой, процарапывающей тонкие линии различной глубины, многократным травлением и окончательной проработкой резцом. Своим усложненным новаторским методом Вуллет мастерски переводил тоновые ценности оригинала в линию, не лишая лист общего живописного впечатления. В результате его гравюры утрачивают ясность большинства традиционных эстампов резцом, словно освещенных ровным сероватым светом. «Ни один из старых мастеров не имел ни малейшего представления о той красоте и силе эффекта, которые могут быть достигнуты при помощи комбинации резца и иглы»*.(Stratt J A biographical dictionary of engravers London, 1786, ? n, ? 427 )

Современники Вуллета оценивали его как реформатора в этой области. Несомненный интерес Вуллета к современности сказывается и в серии гравюр «Виды английских парков», столь модных в то время, и в обращении к английской литературе 18 века. Очаровательна его иллюстрация к роману О.Голдсмита «Векфильдский священник», выполненная в 1788 году. Она исполнена, как и все другие иллюстрации к книге, по рисункам Т.Херна. Удивительное чувство спокойствия, умиротворенности и патриархальной поэзии пронизывает далекие виды, открывающиеся на заднем плане, и всю сцену, и каждого героя, разместившегося за столом под сенью ветвей деревьев. Свободная манера исполнения, легкое нанесение штриха, как всегда применяющееся дополнительное травление и офорт удачно передают атмосферу английского сентиментального романа. Вместе с тем они демонстрируют оригинальное использование Вуллетом старейшей техники.

Дж.-Р.Смит Леди Каролина Монтегю, 1777 С оригинала Дж.Рейнолдса

Дж.-Р.Смит Леди Каролина Монтегю, 1777 С оригинала Дж.Рейнолдса