Конец 18 - начало 19 века было кульминацией и одновременно концом меццо-тинто. Спрос на него был настолько велик, что даже многочисленные издательства в Лондоне, занимавшиеся печатанием и продажей модных эстампов (иногда их возглавляли сами художники, как, например, У.Дикинсон, Дж.-Р.Смит), с трудом удовлетворяли его. Для эпохи промышленного переворота, начавшегося в Англии в 60-е годы 18 века, весьма длительный кропотливый процесс гравирования в технике меццо-тинто не отвечал духу и потребностям времени. Не удовлетворяла теперь и малотиражность листов в этой технике. Практические и рациональные задачи породили мнимое «усовершенствование» меццо-тинто, приведшее его в конечном итоге к гибели. Замена медной доски с быстростирающимся зернением на прочную стальную лишила оттиск былой сочности и бархатистости, вызвала измельчение и жесткость общего тона. К концу первой трети 19 века оригинальное искусство репродуцирования превратилось в механическое ремесло тиражирования репродукций.
Помимо меццо-тинто, в котором Англия 18 века достигла своих самых выдающихся успехов в гравюре, в стране получает распространение техника пунктира. Пунктирная манера по своей популярности и достижениям соперничала с меццо-тинто. Она была прозвана на континенте «английской манерой», также завоевав лидирующее место в Европе. Пунктир, как и меццо-тинто, был техникой, завезенной в Англию с континента. Но там наибольшей популярностью пользовалась карандашная манера, связанная с высокой культурой европейского рисунка 18 столетия. В Англии же, где рисунок не поднялся на значительный уровень (за исключением Т.Гейнсборо), распространяется разновидность карандашной манеры - пунктир. Именно пунктир как нельзя более удачно соответствовал эстетическим потребностям и вкусам англичан. Он отвечал общей направленности культуры времени и прочно утвердился здесь, обретя подлинную родину, и служил также в основном репродукционной техникой.
Вслед за сентиментально окрашенной поэзией Дж.Томсона, У.Коллинза, Т.Грея, чувствительными романами С.Ричардсона, а также произведениями других поэтов и писателей середины века, прививших публике вкус к прелестям деревни, сельской тишины, домашнего уюта, возвышенным и нежным чувствам, эти темы стали необычайно модны в английской жанровой живописи. Это вызвало большой спрос на репродукции с них. Сентиментально-романтические, подчас идиллические настроения нашли удачное претворение в пунктирной манере. Воздушная, основанная на мельчайших точках, методично нанесенных иглой, словно легкой паутиной рождающих изображение на листе, пунктирная манера способна в цветных оттисках давать нежнейшую и разнообразную раскраску, соответствующую условному цвету живописных оригиналов, с которых делались гравюры. Эти листы обычно выдержаны в розоватых, голубоватых, коричневато-желтоватых тонах. Начало и высший подъем ее в стране связан с именем Франческо Бартолоцци. Как и его многочисленные ученики и подражатели Пеьтро Уильям Томкинс, Чарльз Найт и другие, Бартолоцци чаще всего обращался к картинам и рисункам необычайно модных в то время иностранных художников Дж.Чиприани и особенно А.Кауфман, работавших в Англии. Он умел великолепно передавать нежно и условно раскрашенные чувствительные, часто слащавые и жеманные мифологические композиции этих художников. Не случайно Кауфман всячески поощряла репродуцирование своих произведений Бартолоцци, а Чиприани работал почти исключительно для него. Столь же удачно пунктир подходил для воспроизведения популярных жанровых картинок английских художников, особенно сельских сценок Дж.Морленда и изображений незатейливых сельских развлечений. К подобному роду гравюр относится лист ученика Бартолоцци Ч.Найта «Рыбная ловля», с оригинала малоизвестного художника-жанриста Р.Уестолла. Гравюра не слишком умела по рисунку, но нарядна и эффектна по разнообразным, более, чем обычно в пунктире, ярким цветам, с их нерезкими, но очевидными оттенками темного, почти черного, красноватого, вспыхивающего голубого.
Но скрупулезная, требующая большой тщательности исполнения техника пунктира с художественной стороны представляется довольно скучной и ограниченной в своих возможностях. Листы кажутся слишком однообразными, и характеристика индивидуальной манеры различных мастеров крайне затруднительна. Тем не менее лучшие работы самого Бартолоцци и некоторых других граверов выполнены со всем совершенством этой техники.
Часто они репродуцируют не только работы названных художников, но и мастеров «большого» стиля. К их числу прежде всего относятся репродукции с Рейнолдса, например «Портрет Лавинии Спенсер» (1787) Бартолоцци. Густая сеть мельчайших точек, сгущаясь в фоне портрета, разрежаясь в изображении фигур, создает тончайшую градацию тона. Художник мягко, плавными переходами передает нежный и обаятельный образ девушки. Здесь самому настроению модели, мечтательному и чуть задумчивому, более интимному, чем в обычных парадных портретах Рейнолдса, пунктир ближе, чем более сочное, торжественное и материальное меццо-тинто. Однотонность коричневатой краски, которую Бартолоцци вообще часто использовал (так же, как однотонную сероватую), не превращает лист в раскрашенную картинку. Многие листы в пунктирной манере отличаются несомненной декоративностью, но, как правило, им недостает свободы и живости. Современному зрителю они нередко представляются достаточно скучными и однообразно-манерными. Несмотря на все это, пунктир привлекал к себе многих мастеров. Среди них были и известные граверы в меццо-тинто Дж.-Р.Смит, У.Уорд, У.Дикинсон, Дж.Уотсон и другие.