Гравюры на дереве Томаса Бьюика

В области ксилографии Англия не выдвинула большого числа мастеров, но дала мировому искусству талантливейшего преобразователя этой старейшей граверной техники. Его имя Томас Бьюик. Хотя значение Бьюика относится в большей степени к техническим завоеваниям и усовершенствованиям, в его произведениях чувствуется рука подлинно английского художника. Его искусство связано с культурой Англии, занятиями и устремлениями английского общества конца 18 - начала 19 века.

Техническая революция, совершенная Бьюиком, который стал использовать вместо продольной доски торцовую, привела и к совершенствованию художественных качеств гравюры на дереве. Прежде всего деревянная гравюра, бывшая ранее линейной, превратилась в тоновую. Художник стал сравнительно свободно при обработке доски двигаться от темной плоскости к светлым углубленным линиям. Он добивался поразительно тонких и разнообразных тоновых отношений. Сам факт подобного преобразования в гравюре на дереве объективно шел в русле отмечавшейся общей живописной устремленности английского искусства 18 века.

Чаще всего Бьюик обращался к столь любимым в английском обществе того времени темам, воспевающим красоту и тишину природы Англии, изображая заброшенные и дикие уголки леса, тенистые водоемы, птиц и животных, населяющих их. И это выдает в нем типично английского художника своего времени, выразителя вкуса и настроений, царивших тогда в стране.

Превосходны иллюстрации Т.Бьюика к «Басням» Джона Гея (1779х «Истории четвероногих» (1811), «Истории британских птиц» (1797)· В них гравер выступает как талантливый рисовальщик, тонкий, проницательный наблюдатель природы, чувствующий и понимающий ее. Ему, как и другим его современникам, свойственны большая любовь к миру растений и животных, живое чувство юмора, особенно заметное в некоторых концовках к главам. Гравюры Бьюика помимо технического мастерства исполнения восхищают высокой художественной организацией листа. Всегда небольшие, сделанные в виде виньетки или миниатюры, они чаще всего изображают животных на темном фоне, почти не тронутом штихелем. Благодаря этому внимание зрителя словно удерживается на главном. Живой мир изображается художником с ювелирной отточенностью. Однако его гравюры никогда не носят скучно-иллюстративного учебного характера.

Изображение птиц и животных у Бьюика отличается не только анатомической верностью и точно уловленными повадками, но они всегда красивы, как в драгоценной миниатюре. При этом Бьюик умело разнообразит поверхность всего листа. Он сочетает тщательно обработанные штриховкой и черточками части доски с нетронутыми поверхностями. Создается своеобразный прихотливый узор, построенный на чередовании темных и светлых мест. Техническое открытие Бьюика быстро распространилось в Англии и в Европе. Оно навсегда закрепило честь важнейшего усовершенствования в деревянной гравюре за английским мастером.

Т. Бьюик Титульный лист к поэме У.Сомервилл «Охота». 1802

Т. Бьюик Титульный лист к поэме У.Сомервилл «Охота». 1802

Т. Бьюик Титульный лист к поэме У.Сомервилл «Охота». 1802

Т. Бьюик Титульный лист к поэме У.Сомервилл «Охота». 1802

Т. Бьюик Концовка к поэме У. Сомервилл «Охота». 1802

Т. Бьюик Концовка к поэме У. Сомервилл «Охота». 1802