Московская гравюра 17 века на металле

Московская книжная гравюра на дереве во второй половине 17 столетия уже клонилась к упадку: она потеряла свое назначение, своего зрителя и свое лицо. Принципиально новым явлением московской гравюры 17 века стала гравюра на металле. Ее родоначальником в России был царский иконописец и живописец, глава Оружейной палаты Симон Ушаков. В 1665 году он награвировал свой первый «некнижный» офорт «Семь смертных грехов», дерзкая вольность которого переходила границы дозволенного этическими нормами и эстетикой 17 века. Ушаков скопировал свою гравюру из книги иезуита Игнатия Лайолы, изобразив на ней обнаженного человека с завязанными глазами, согбенного под тяжестью своих грехов и бегущего от ударов плетки оседлавшего его черта. Офорт Ушакова ввел в русскую гравюру новых героев (грешника и нечистую силу), подобных героям посадской литературы этого времени. Художник придал гравюре камерный, почти «подпольный» характер. Его офорт, сделанный людям в назидание и на смех, неожиданно обнаружил (впервые в России!) не декоративные, не книжные, а скрытые в гравюре карикатурные возможности. Смелый ракурс, сильное движение грешника, как бы рвущее плоскость листа, сама техника исполнения - все в офорте Ушакова (не говоря уже о его крамольном источнике) было новшеством.

Однако «дерзновенное озорство» Ушакова не нашло отклика в русском изобразительном искусстве 17 века, как не нашло и продолжения в творчестве его автора. Второй офорт Ушакова «Отечество» (1666) исполнен уже в духе его живописи. В дальнейшем художник выполнял рисунки для гравюр к книгам Симеона Полоцкого, которые печатались в особой Верхней (то есть дворцовой) типографии, созданной в Кремле. Видимо, Ушакову были близки и двойственность мировоззрения Полоцкого, и его терпимость к католичеству, и светская стихотворная форма его проповеднических книг, что не замедлило сказаться на стиле его книжных гравюр. Используя европейскую медную гравюру (фронтиспис Псалтири, 168?; фронтиспис «Истории о Варлааме и Иоасафе», 168?) и русскую житийную икону (фронтиспис к «Обеду душевному», 168?), Ушаков создал тип композиции, центром которой стал человек.

Фронтисписы, выполненные Симоном Ушаковым, отделились от книги и приобрели станковый характер. Это в корне изменило традицию русского книжного оформления, превратив гравюру из декора в иллюстрацию. Новая техника (гравюра на меди печатается отдельно от набора книги) вполне отвечала новому назначению гравюры. Московскую школу гравюры на меди 17 века, помимо Ушакова, представляют: Афанасий Трухменский, мастер, работавший вместе с Ушаковым, и Леонтий Бунин, резчик по серебру в Оружейной палате, имевший уже в 1690-е годы свой собственный печатный станок. Трухменский делал гравюры для книг с рисунков Ушакова и гравировал собственные «некнижные» листы. Бунин был родоначальником русской лицевой гравированной на меди книги, которая возникла в России в конце 17 века почти одновременно с блоковой книгой на дереве (см. ниже). Общность композиционных решений страниц в гравированных книгах Леонтия Бунина («Букварь» 1694 г. и «Синодик» 1700 г.) придает каждой из них стилистическую цельность, но полная законченность оформления страницы разрушает единство книги. Распавшиеся на обособленные листы, отпечатанные отдельными досками, книги Бунина превратились в своеобразный альбом гравюр, каждая из которых вполне могла существовать как станковая.

Отделение московской гравюры на металле от официальной церкви и богослужебной книги, пристальное внимание ее авторов к художественной культуре Украины и ренессансной Европы сильно изменили композиционный и графический строй русской гравюры. В руках московских мастеров 17 века она перестала быть красивой вещью, прикладным к книге искусством, накладным книжным украшением и превратилась в орудие изображения зримого мира, хотя ее сюжеты остались преимущественно религиозными. Бумага стала теперь не «стенкой» архитектурного здания книги, а своеобразным зеркалом, где, как в Зазеркалье, начал жить особый, отраженный им реальный мир. Он сделан не с натуры, но по зрительным впечатлениям с нее. На поверхности листа осталась только рамка растительного (уже не стилизованного) орнамента, которая не связана с центром гравюры, непропорционально легка по отношению к нему и может быть перенесена в любой другой лист.

Гравюра такого строя еще подчиняется декоративному ритму, пытается держать плоскость листа, но, составленная из отдельных предметов, случайно объединенных на листе и расположенных в пространстве, начинает терять условность, а иногда и стилистическую цельность (Афанасий Трухменский. «Митрополит Московский Алексей»),

Стремясь избежать этого противоречия и вернуть листу единство стиля, «западник» Ушаков освобождается от орнаментальной рамки и, как бы углубляясь в лист, строит там реальный «европейский» интерьер эпохи Возрождения («Царь Давид», фронтиспис Псалтири С.Полоцкого. Москва, 168?) * * Архитектура этой гравюры заимствована с картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», известной Ушакову, очевидно, по европейским гравюрам с нее .

Благодаря своей необычности или, скорее, иноземной непривычности для русских, этот интерьер сохранял необходимое расстояние между временем и местом действия гравюры и русским зрителем 17 века. Условность композиции заменяется условностью обстановки.

Афанасий Трухменский, тяготевший к украинскому искусству, уничтожает стилистическое противоречие центра гравюры и рамки, максимально облегчая центр и строя всю гравюру согласно естественному ритму растительного орнамента рамки («Георгий-победоносец»).

Леонтий Бунин восстанавливает единство листа, подчиняя композицию и графический строй гравюры архитектуре шрифта. Каждая страница его «Букваря» складывается из двух частей: изображения (вверху) и текста (внизу). Изображение состоит из букв и ряда предметов бытового назначения, чьи названия начинаются с той буквы, которой посвящена страница. Текст «Букваря» - стихи поучительного характера, где зарифмованы все изображенные на странице вещи. Это создает смысловую связь изображения и текста, которая усилена единым декоративным решением страницы. Буква, открывающая страницу, уподоблена человеку и зрительно сливается с изображенными на странице предметами. Напротив, все вещи, представленные на листе, по силуэту, цвету и тяжести вторят шрифту и уплощены до пределов букв. Их размер и стиль служат прекрасным переходом от крупнофигурной страничной буквы к мелкому, типографского строя, шрифту стихов.

Узкая полоска черно-белого стилизованного под шрифт растительного орнамента рамки охватывает страницу, сливаясь с изображением и текстом в единое целое. Закон конструктивной цельности древнерусской книги (сохранившаяся традиция), перенесенный на структуру страницы и осуществленный взаимным переплетением живых форм предметов и фигур с архитектурой буквы (привнесенное новшество), определяет стиль «Букваря» Бунина * * «Букварь» был составлен в 1692 году русским православным монахом Карионом Истоминым для обучения сына Петра Алексея Петровича по просьбе царицы Натальи Кирилловны, его бабушки Эта своеобразная энциклопедия в стихах существовала первоначально только в рукописи и была предназначена для немногих Однако в дальнейшем он стал, благодаря Бунину, массовой книгой .

Композиция страниц «Синодика» Бунина близка европейской книге 16 века, но в гравюре видна рука русского мастера. Легкая центральная часть изображения построена как икона «нового письма» и заключена в массивную рамку, тяжеловесность которой напоминает русскую барочную резьбу по дереву. Двухчастная композиция гравюр Бунина (рамка и центральное изображение) имеет параллель в действительности — картина, окно, зеркало в раме. Этот прием доведен Буниным до совершенства, до законченного стилевого единства.

Высокого художественного качества достигают резцовые гравюры Трухменского по рисункам Симона Ушакова. Это листы, где в полную меру использованы глубинные и неконтрастные возможности медной доски. В гравюрах Трухменского нет черного и белого. Перекрещивающиеся линии его тонкого блестящего резца, как бы исподволь вбирающего в себя бумагу и покрывающего ее паутиной штрихов, создают не только мягкую обтекаемость форм предметов и неуловимость их соприкосновения с иллюзорным пространством гравюры, но и мягкий, неконтрастный цвет, который придает форме еще большую мягкость, а всему листу особый серебристый колорит, свойственный изделиям из драгоценных металлов. Гравюра, переставшая быть красивой вещью и получившая не только пространственную глубину, но и глубину психологическую («Царь Давид», «Варлаам и Иоасаф»), никогда не раскрашивалась. Яркий цвет уничтожил бы ее смысл.

Манера работы на меди Бунина еще тесно связана с прикладным искусством резьбы по дереву и серебру. Только Бунин как бы подменяет доску бумагой, делая именно бумагу непроницаемой поверхностью — границей формы предмета. Он либо кладет на нее высокий рельеф узора рамки, либо режет на ней плоско и прозрачно, как на серебре. Цвет в гравюрах Бунина еще более неконтрастен, чем в гравюрах Трухменского, но источником его служит сияние бумаги, а не блеск зеркала медной доски, как у Трухменского.

Леонтий Бунин Василий Великий. Лист из Синодика. Москва. 1700

Леонтий Бунин Василий Великий. Лист из Синодика. Москва. 1700

Леонтий Бунин Иаков крестит неверные языки. Лист из Синодика. Москва. 1700

Леонтий Бунин Иаков крестит неверные языки. Лист из Синодика. Москва. 1700

Неизвестный мастер 17 века Распятие с предстоящими. Россия. 2-я четверть 17 в.

Неизвестный мастер 17 века Распятие с предстоящими. Россия. 2-я четверть 17 в.

Неизвестный мастер 17 века Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север (?). 1670 — 1680-e годы

Неизвестный мастер 17 века Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север (?). 1670 — 1680-e годы

Неизвестный мастер 17 века Распятье с богоматерью. Россия. Конец 17 в. (?). Оттиск 1730-x годов

Неизвестный мастер 17 века Распятье с богоматерью. Россия. Конец 17 в. (?). Оттиск 1730-x годов

Василий Корень Второй день творения. Лист 2 из Библии 1692—1696

Василий Корень Второй день творения. Лист 2 из Библии 1692—1696

Василий Корень И почи господь в день седьмый. Лист 7 из Библии. 1692—1696

Василий Корень И почи господь в день седьмый. Лист 7 из Библии. 1692—1696

Василий Корень Кожаны ризы. Лист 14 из Библии. 1692—1696

Василий Корень Кожаны ризы. Лист 14 из Библии. 1692—1696

Василий Корень Четыре всадника. Лист 22 из Библии. 1692—1696

Василий Корень Четыре всадника. Лист 22 из Библии. 1692—1696