Найти определенную взаимосвязь между человеком и его окружением пытается в своих гравюрах Мартин Шонгауэр, художник, принадлежащий к последнему, третьему поколению граверов 15 века. С 1470-х годов резцовая гравюра в Германии становится детищем живописцев, а не золотых и серебряных дел мастеров. Она больше связана с мастерскими художников, одновременно обладающих навыками ювелиров. Крупнейшим из них был Мартин Шонгауэр, который обратился к гравюре в последней трети 15 века будучи уже зрелым художником, живописцем высокого профессионального уровня. Он был сыном ювелира и хорошо знал гравировальное дело.
Во второй половине 15 века в Германии уже начинались те бурные события, которые привели к Реформации и Крестьянской войне. Это послужило одной из причин того, что религиозная тема, в которой находят отражение идеи Реформации, становится ведущей в творчестве художников. На смену ясным и легким композициям Мастера E.S. приходит сложность и экспрессивность произведений Мартина Шонгауэра.
Гравюра Шонгауэра «Большое несение креста» (ок. 1474) занимает особое место в немецкой графике 15 века. Самая большая по размеру, самая сложная по композиционному решению, единственная в 15 веке по разнообразию типажей, характеров, человеческих чувств, напряженности действия, эта гравюра выделяется даже среди наиболее драматических произведений Шонгауэра. Изображение строится по принципу рассказа, подробно повествующего о трагическом шествии Христа на Голгофу. Грандиозность процессии подчеркнута круговым композиционным построением. В затемненной средней части листа находится увеличенная почти вдвое фигура Христа. Художник прибегает к контрастным сопоставлениям, усиливая тем самым драматический характер сцены. Злорадство и жестокость, равнодушие и злоба, радость и горе - все это передано с такой силой, которой не знала ранее гравюра.
Работая над гравюрой как над самостоятельным произведением искусства, Шонгауэр стремился к картинной законченности листа. Его графические композиции, как правило, самостоятельны. Основными элементами построения являются передающая контуры линия и штрих, моделирующий объемы. Штрих в гравюрах Шонгауэра удивительно многообразен. Он отличается не только направлением (художник делает его то параллельным, то перекрещивающимся), но и глубиной тона. Углубляя бороздку или делая ее очень мелкой, мастер добивается разной насыщенности штриха и достигает первых эффектов тональности в резцовой гравюре. Такое богатство штрихового построения позволило художнику передать объемность фигур.
Шонгауэр стремился расположить их так, чтобы композиция создавала впечатление иллюзорного трехмерного пространства. Однако здесь его стремления натолкнулись на отсутствие знаний законов перспективы и освещения. Фигуры громоздятся одна под другой, контуры резко очерчены и замкнуты, источник света отсутствует. Проблема света еще не доступна Шонгауэру, поэтому его герои живут не в пространстве, а на плоскости листа. В «Успении Марии» (ок. 1471 - 1474) богатая штриховка создает определенный тональный колорит. Одежды кажутся то темнее, то светлее. Вместе с тем обилие витиеватых и запутанных линий говорит о чрезмерном увлечении Шонгауэра линейной особенностью резцовой гравюры и недооценке ее пластических возможностей. Контур продолжает играть главенствующую роль, а штрих, несмотря на его многообразие, часто даже не следует форме объема.
Искусство второй половины 15 века характеризуется, с одной стороны, усилением религиозной тематики в гравюре, а с другой - проникновением в нее демократических тенденций. У Шонгауэра впервые в гравюре возникает образ крестьянина, простого человека. Эта тема в соединении с евангельским сюжетом станет характерной чертой искусства последующей эпохи. Евангельский сюжет «Бегство в Египет" служит основой для изображения жанровой сцены «Крестьяне по дороге на рынок» (ок. 1471 - 1473).
Особое очарование композиции придает пейзаж, изображенный с большой любовью. Он помогает художнику, стремящемуся к достоверной передаче происходящих событий, передать естественность сцены. Величайшим достижением Шонгауэра было то, что он впервые попытался перенести в гравюру свои наблюдения над человеком и природой, попытался поставить пластические задачи, успешно решить которые смог только Дюрер в своих резцовых гравюрах.