Резцовая гравюра

Гравюра на металле — техника резца, появилась во Франции лишь в 16 веке, значительно позднее, чем в других странах. Так же как в Германии, Италии и Нидерландах, первые мастера резцовой гравюры во Франции вышли из ремесленной среды чеканщиков и ювелиров. Наиболее ранние образцы резцовой гравюры связаны с именами второстепенных художников первой половины 16 века, таких, как Ноэль Гарнье, воспроизводивший композиции гравюр Дюрера и братьев Бехам или Николо Беатризе.

Приблизительно в то же время работали еще два мастера — Жан де Гурмон, связанный с издательской средой, и Клод Корнель, родоначальник целой династии французских живописцев и граверов.

Графическое наследие этих художников невелико. В основном это небольшие листы, по технике исполнения близкие работам немецких клейнмейстеров, а композиционно — гравюрам итальянских мастеров.

Среди этих мастеров ярко выделяется искусство Жана Дюве. Он был одним из первых мастеров резцовой гравюры. В историю искусства Дюве вошел как автор графических серий, и прежде всего гравюр серии «Апокалипсис» (1550 — 1561).

Они отличаются большими размерами и оригинальным графическим решением. Дюве изучал гравюры Андреа Мантеньи и Альбрехта Дюрера, делал с них копии, что оказало влияние на его творчество. В сознании художника, работавшего в Лангре и Дижоне, в близкой ему среде бургундских граверов-чеканщиков, наследие Мантеньи и Дюрера получило своеобразную интерпретацию. В листах серии «Апокалипсис» обращает на себя внимание нагромождение разнообразных форм.

Лист заполнен фигурами людей, летящих ангелов, чертей, изображениями средневековых замков, дворцов, видов городов, птиц, зверей и различных растений. Графическая манера художника усиливает ощущение перегруженности композиции. Линии контуров расплывчаты, они как бы растворяются в бесконечном разнообразии штрихов, то длинных и острых, то коротких, почти пунктирных или округлых. Эту фантастически-сказочную иррациональную канву художник причудливо соединяет с логически ясными формами итальянских мастеров Возрождения.

В плоскостную композицию, в которой пространство построено по средневековому принципу чередующихся ярусов и включающую в себя разновременные события, художник помещает мощные мускулистые тела в сложных ракурсах. Совмещение разностильных элементов рождает драматическую напряженность образов и ритмов в гравюрах этого мастера. Иллюстрации к «Апокалипсису» были гравированы между 1550 и 1561 годами и на фоне искусства этого времени выглядели несколько архаично.

Однако их обособленность не противоречила закономерности развития французского искусства, в особенности искусства гравюры этого периода, когда новые формы складывались не только на основе возрождения классики, но и постоянного обращения к народной традиции. Подобно тому, как в произведениях Ф.Рабле с новой силой слышатся всплески острого галльского юмора, а в поэзии П.Ронсара оживают ритмы и образы французской народной песни, в художественном строе гравюр Жана Дюве нашли отражение традиции народной картинки. Развитие гравюры на металле во Франции в 16 веке было связано с деятельностью парижской школы и так называемой школы Фонтенбло, для мастеров которой было характерно увлечение античностью и искусством Италии эпохи Возрождения. Для украшения королевской резиденции в Фонтенбло были приглашены итальянские мастера. Приехавшие сюда Бенвенуто Челлини, Франческо Приматтиччо и Россо Фьорентино создали здесь целую школу, вовлекая в круг своих художественных идей живописцев, скульпторов, граверов.

Французские граверы и раньше обращались к искусству Италии, но это были лишь единичные попытки отдельных мастеров. Стиль маньеризма быстро проникает из Италии не только во Францию, но и в искусство других стран. Во Франции, где в отличие от Италии только зарождался подъем ренессансной мысли, искусство маньеризма получает своеобразную окраску, захватив все сферы художественной жизни. В этот период начинается углубленное изучение искусства античности, что находит отражение в гравюре.

Ряд мастеров работает над воспроизведением памятников античной архитектуры и скульптуры. В этом жанре выполнены гравюры Жака Андруэ Дюсерсо. Наследие художника разнообразно и велико. Возможно, что в 1530_х годах он побывал в Италии и привез зарисовки античных памятников, позднее гравированных и изданных в виде сюит-увражей, таких, как «Античные храмы», «Античные здания», «Триумфальные арки», «Античные фрагменты». Гравюры Ж.-А.Дюсерсо представляют интерес как образец ранней видовой гравюры, как незаменимое пособие для зодчих, скульпторов, художников Франции 16 века при изучении форм классической древности.

В Фонтенбло рядом с ведущими мастерами-декораторами работала целая плеяда граверов, в задачу которых входило воспроизведение композиций живописного убранства дворца. Большое распространение здесь получила репродукционная гравюра резцом. Новые темы, отвечающие вкусам времени, - аллегорические композиции и сцены из античной мифологии с изящными нимфами, богами Олимпа вытесняют религиозные сюжеты.

Новая тематика диктует мастерам особые графические приемы. Граверы школы Фонтенбло - Леон Даван, Пьер Милан, Рене Буавен и другие совершенствуют технику резцовой гравюры.

Графика этих мастеров отличается чистотой, гибкостью и упругостью линий, уверенной передачей пластики обнаженной натуры, точностью распределения штриха в светотеневой проработке форм пространства.

Ж.Дюве. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1550 - 1561

Ж.Дюве. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1550 - 1561

Ж.Дюве. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1550 - 1561

Ж.Дюве. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1550 - 1561

Ж.Дюве. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1550 - 1561

Ж.Дюве. Иллюстрация к «Апокалипсису». 1550 - 1561