Карикатура эпохи. Великой французской революции

События Великой французской революции 1789 года, разрушившей феодальные устои и покончившей с абсолютизмом, нашли отражение и в гравюре. Нам известно большое количество граверов разных техник, работавших в самые горячие дни революции. Большой интерес представляют документальные гравюры, изображающие конкретные эпизоды революционной борьбы. Здесь надо упомянуть офорты Пьера Габриеля Берто по рисункам Франсуа Луи Приера Младшего и Жака Франсуа Свебаха. Эти гравюры запечатлели наиболее яркие моменты революции. Они объединены в два тома под названием «События Французской революции», которые появились в 1791 году. Интересны гравюры резцом И.-С.Хельмана по рисункам Ш.Монне, объединенные в альбом «Краткое описание пятнадцати эстампов, представляющих главные события революции».

Они исполнены между 1789 - 1799 годами и дают представление о главных событиях времени от открытия Генеральных штатов до падения якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года. Среди немногих художников-граверов, оставивших свое имя на гравюрах, передающих революционные события, был Ж.-М.Моро Младший, который с первых дней революции стал ее активным сторонником. Он создал оригинальные гравюры «Открытие Законодательного собрания», «Клятва в Зале для игры в мяч», «Взятие Бастилии», в которых отразились революционные настроения французского народа.

Наиболее яркое и непосредственное выражение революционные события нашли в политических карикатурах, носящих характер народного лубка. Это были маленькие, раскрашенные от руки офорты, исполненные неизвестными художниками, по большей части любителями. Эти карикатуры отразили различные этапы революции. В начальный период, когда народ еще верил в возможное сотрудничество с королем и привилегированными классами, авторы сдержанно рисуют события дня, они сами еще полны веры в единство трех сословий («Женский авангард, отправляющийся к королю в Версаль», «Три сословия выковывают новую конституцию»). С развитием революционных событий карикатуры становятся злее и беспощаднее, надписи под гравюрами — острее и злободневнее. Появляются карикатуры на короля и королевскую семью ( «Редкие животные», «Свергнутый деспотизм»), на духовенство, дворянство, армию контрреволюционной коалиции («Контрреволюция»). Эти сатирические картинки пользовались огромной популярностью и получали широкое распространение в народе.

Наиболее благоприятна для интерпретации живописи эпохи революционного классицизма была резцовая гравюра с ее линеарными приемами, строгостью форм, преобладанием контура. Для передачи объема и формы предметов граверы пользовались расположением на равных расстояниях параллельных, зачастую округлых штрихов, а также введением перекрещивающихся линий. Эта правильность штрихов придавала гравюрам несколько сухой металлический оттенок и необычайно точно соответствовала чеканному стилю живописных образцов. Среди представителей резцовой гравюры наибольшей известностью пользовались Шарль Клеман Бервик, Жан Массар, Морис Бло, Пьер Александр Тардье, Кристоф Герен и Пьер Одуэн.

Однако медленный кропотливый резец не поспевал за новыми ускоренными темпами жизни 19 века. Резцовая гравюра с ее классической техникой уже не могла передавать все нюансы новых направлений в живописи. Она вынуждена была уступить место литографии, изобретенной в самом конце 18 века.

Ж.-Ф.Жанине. Вилла Мадама. 1778. По рисунку Г.Ровера

Ж.-Ф.Жанине. Вилла Мадама. 1778. По рисунку Г.Ровера

Карикатура эпохи. Великой французской революции. Три сословия выковывают новую конституцию Офорт, акварель

Карикатура эпохи. Великой французской революции. Три сословия выковывают новую конституцию Офорт, акварель

Ш.-К.Бервик. Воспитание Ахиллеса. 1794. С оригинала Ж.-Б.Реньо

Ш.-К.Бервик. Воспитание Ахиллеса. 1794. С оригинала Ж.-Б.Реньо