Вторая половина 18 века - период в истории гравюры, отмеченный исканиями в области техники. Граверы ищут новые способы воспроизведения в гравюре не только живописных оригиналов, но и рисунков карандашом, углем, сангиной, тушью, сепией, акварелью и гуашью. Резец и офорт, хотя и достигли к этому периоду технического совершенства, но как чисто линейные техники не могли отвечать новым запросам. Поиски иных технических приемов были вызваны и все возрастающим интересом французского общества к рисунку как самостоятельному виду искусства, представляющему собой первое непосредственное выражение творческой мысли художника. Широкое распространение получило коллекционирование. Любители собирали рисунки художников-современников и старых мастеров. Рисунки в большом количестве появлялись на выставках и в салонах. Интерес к рисунку, представляющему собой уникальное произведение искусства, вызвал и интерес к воспроизведению его в гравюре. Новые техники - карандашная манера, акватинта, лавис, пунктир давали возможность почти факсимильно передавать штрих карандаша или пастели, пятно, различные цветовые оттенки.
Самой старой из этих техник была карандашная манера, предельно точно передающая рисунок карандашом, углем, сангиной, бистром. Она была изобретена во Франции Жаном Шарлем Франсуа, который начал свои опыты в 1740 году, а на утверждение Королевской Академии он представил их в 1757 году. Его работы, которые не поднимались выше среднего уровня, требовали дальнейшего усовершенствования, что было сделано уже его преемниками - Жилем Демарто и Луи Мареном Бонне.
Близкой к карандашной манере является пунктирная техника, получившая блестящее развитие в Англии. В 1780-х годах гравюра пунктиром появляется и во Франции. В этой технике работают Никола Франсуа Реньо, Жан Бонфуа, Сальваторе Треска. Но выдающихся граверов, которые поставили бы ее на должную высоту, эта техника не выдвинула.
Наибольшее распространение во второй половине века получают акватинта и близкий к ней лавис, которыми художники пользуются для воспроизведения рисунков кистью, тушью или сепией. Акватинта давала возможность передавать при повторных травлениях постепенную градацию тона. Первенство изобретения этой техники оспаривается несколькими граверами, но как правило эта честь приписывается художнику-живописцу Ж.-Б.Лепренсу, который в 1769 году официально заявил о своих опытах. Однако известна гравюра «Проект плафона» с рисунка Буше, исполненная Ж.-Ш. Франсуа в этой новой технике в 1758 году. По-видимому, каждый художник пришел к этому изобретению независимо один от другого. И каждый последующий изобретатель вносил что-нибудь новое в технику, в которой он работал. Известны многочисленные жанровые композиции, выполненные Лепренсом и талантливым меценатом-любителем Ришаром де Сен-Ноном, воспроизводившим в этой технике прелестные рисунки сепией Гюбера Робера, изображающие виды окрестностей Рима.
В 1770 - 1780-е годы наряду с новыми гравировальными техниками на металле, которыми первоначально граверы исполняли лишь одноцветные рисунки карандашом, сангиной, тушью, сепией, бистром, стали применять цветную печать. Впрочем, стремление к цвету, к живописности характерно для гравюры с самого ее возникновения. Оно проявилось сначала в подкраске оттиска, а затем в технике кьяроскуро. И те и другие разновидности гравюры мы видим уже в начале 16 века, главным образом в Италии и Германии. Но во Франции в 18 веке цветная гравюра переживает небывалый расцвет.
Цветная гравюра выполнялась печатанием или с одной раскрашенной доски, или с нескольких досок. Второй способ, наиболее эффектный, был изобретен гравером Жаком Кристофом Леблоном. Базируясь на незадолго до этого открытой теории Ньютона о происхождении всей гаммы существующих в природе красок из трех основных цветов: синего, желтого и красного, Леблон стал применять три доски. Путем последовательных отпечатков с трех досок, окрашенных в эти основные цвета, получался цветовой оттиск, на котором краски или оставались неизменными, или наложенными одна на другую и давали новые тона. Так, сочетание синей краски с желтой давало зеленую, красной с желтой - оранжевую, красной с синей - лиловую. Для усиления теней Леблон позднее пользовался четвертой доской - черной. Как и большинство изобретателей того времени, Леблон не сразу добился признания своего открытия. Первоначально он учился в Риме, затем в Амстердаме, где и начал свои опыты. Но не получив признания ни в Амстердаме, ни в Гааге, ни в Лондоне, он отправился в 1732 году в Париж. Здесь в 1738 году он добился привилегии от Людовика XV на свое изобретение.
Леблон гравировал с картин и рисунков итальянских мастеров 16 - 17 веков, особенно с картин Тициана, Рубенса, Ван Дейка. Большое место в его творчестве занимают портреты. Наиболее удачны среди них портреты Людовика XV, Георга I, кардинала Флёри. Эти гравюры очень большого размера выполнены с большим техническим мастерством в технике меццо-тинто. Их отличает некоторая резкость колорита, иногда слишком темного, грубая моделировка лиц и складок одежды. Всего Леблоном исполнено сорок девять листов, и его гравюры в настоящее время представляют собой огромную редкость.
Непосредственным преемником и учеником Леблона был Жан Батист Андре Готье-Даготи. С семьей граверов Готье-Даготи связана дальнейшая судьба цветного меццо-тинто во Франции, однако они не привнесли нового в изобретение Леблона. Причину неудачи Леблона и его преемников надо искать, вероятно, в том, что они применяли цветное печатание к технике меццо-тинто, представляющей большие трудности и не имевшей распространения во Франции. Понадобились десятилетия, чтобы цветная гравюра вновь заблистала во Франции.
Подлинный расцвет цветной гравюры в 1770 — 1780-х годах связан с изобретением и освоением новых гравировальных техник. Цветная гравюра карандашной манерой была впервые исполнена Жилем Демарто, который от одноцветной гравюры перешел к печатанию с нескольких досок, передавая рисунки, сделанные или цветными карандашами, или сангиной с углем. Демарто достигал большого мастерства в передаче жирного карандашного штриха и цветовых нюансов оригинала. Очень удачны у него обаятельные женские головки по рисункам А.Ватто, лист «Молочница» по рисунку цветными карандашами Ж.-Б.Гюэ и гравюры с рисунков Ф.Буше. Демарто был необычайно плодовит: за двадцать лет он исполнил до тысячи гравюр, создавая по две-три в месяц.
Луи Марен Бонне был на двадцать лет моложе Ж.Демарто и, вероятно, учился по его работам. Он изобрел новый способ передачи многоцветных рисунков пастелью. Бонне так же, как и Демарто, гравировал столько досок, сколько тонов было в оригинале, причем накладывание одной доски на другую позволяло сохранить прежние тона. Нарядная декоративность и тонкая грация пастелей Ф.Буше нашла в нем блестящего интерпретатора. В листе «Венера с голубями» он точно передает нежные оттенки розового, палевого и голубого, мягкое сочетание линий и форм обнаженного тела. Кроме того, с помощью двух досок - черной и белой, Бонне виртуозно воспроизводит в листах «Сон Венеры», «Венера с амуром» (1767) на бумаге серовато-зеленого тона карандашные рисунки Ф.Буше со светлыми бликами белил.
Сходство гравюр с рисунками, которые служили для обоих граверов образцами, граничит с полной иллюзией. Некоторые рисунки Ф.Буше делал специально для воспроизведения их в гравюре. Гравюра пунктиром в цветной печати обычно исполнялась с одной раскрашенной доски. Для этой техники характерна мягкость и отсутствие четкого контура, так как линии заменены точками. Неудивительно поэтому, что пунктир применялся обычно для воспроизведения живописи, так как обработанная подобным образом доска лучше могла передать масляную живопись или миниатюру, чем штриховые рисунки.
Жан Франсуа Казенав, Александр Шапонье, Ромен Жирар - граверы, с именами которых связано представление о лучших работах в технике пунктира в 1780 — 1790-е годы во Франции. Наиболее часто воспроизводились пунктиром картины очень плодовитого живописца Луи Буальи. С его оригиналов выполнены листы в цветной печати: «Прелюдия», гравированная А.Шапонье, «Спор из-за розы» - Э.Эймаром, «Роза взята» — Ж.-Ф.Казенавом. В технике акватинты наиболее эффективным оказался классический способ цветного печатания с нескольких досок. Блестящий период развития цветной гравюры-акватинты связан с деятельностью трех граверов: Ж.-Ф.Жанине, Л.-Ф.Дебюкура и Ш.-М.Декурти.
Жан Франсуа Жанине первый применил цветную печать и достиг неплохих результатов в передаче акварели и гуаши, которые так высоко ценились в оригиналах. Но отпечатки с трех или четырех досок, по-видимому, не удовлетворяли Жанине, и он постепенно перешел к печати с большего количества досок, доведя их до восьми - десяти. Одним из первых его достижений был «Портрет молодой королевы Марии Антуанетты» (1774). Это была серьезная победа цветной печати. Светло-голубой колорит тяжелого платья королевы красиво сочетается с горностаевой мантией, нежным мягким оттенком цвета лица. Лист «Сон Ариадны» (с миниатюры Ж.Шарлье) отличается тонким изысканным колоритом, нежной моделировкой лица и тела героини. В конце 1770-х годов появились цветные акватинты Ж.-Ф.Жанине, выполненные с итальянских декоративных пейзажей и видов Гюбера Робера («Вилла Мадама», 1778; «Вилла Сакетти» и другие), с мягкими сочетаниями нежных красок, которые очень точно воспроизведены гравером. В конце 1780-х годов Жанине исполнил гравюры с гуашей Н.Лавренса - «Сравнение» (1786), «Трудное признание» (1787), «Нескромность» (1787) которые пользовались успехом у парижского общества накануне революции.
Шарль Мельхиор Декурти был учеником Ж.-Ф.Жанине. Это был значительный мастер, работавший в технике цветной акватинты, но он уступал своему учителю в способности передавать общую гармонию красок. Они были у него подчас жестки и подчинены одной тональности. Самой значительной его работой являются четыре листа с полотен Н.-А.Тоне - «Сельская свадьба», «Сельская ярмарка», «Поединок» и «Барабанщик». В «Барабанщике», наиболее удачном листе этой серии, вся гравюра пронизана светом, мягко моделирующим фигуры. Очень живописен лист «Застигнутый врасплох влюбленный», выполненный с картины Ф.-Ж.Шалля. Молодая пара, освещенная солнцем, эффектно выделяется на фоне пышной зелени парка, трактованной несколько условно. Декурти со вкусом оживляет композицию теплыми красочными тонами.
На фоне репродукционной цветной гравюры, хотя и достигшей большого мастерства, особенно заметно появление живописца-гравера Луи Филибера Дебюкура. Ученик Ж.-М.Вьена, принятый двадцати шести лет в Академию как «художник маленьких картин в духе фламандцев», он с 1785 года посвящает себя гравюре. Быстро овладев техникой, которой он учился у Ж.-Ф.Жанине, Дебюкур совершенствует ее, дополняя карандашной манерой, офортом, черной манерой, употребляя иногда свыше десяти досок. Творческий подход и умелое использование всех разновидностей гравировальных техник придают его листам необычайную ясность и легкость. В гравюрах Л.-Ф.Дебюкура, полных изящества и тонкого юмора, нежный светлый колорит, прозрачность оттенков, многообразие градаций тонов создают гармоническое живописное целое. В листах «Менуэт новобрачной» (1786), «Свадьба в замке» (1789) Дебюкур с тонкостью воспроизводит переливчатость цветных сочетаний, особенно в изображении костюмов участников этих сцен. В гравюре «Утреннее прощание» (1787) он мастерски передает предрассветную свежесть воздуха и голубоватый свет раннего утра, освещающий расстающихся влюбленных в маленьком деревенском дворике, где еще словно бродят ночные тени. В 1787 году Дебюкур гравирует свой известный лист «Прогулка в галерее Пале-Рояль», а в 1792 году, накануне якобинской диктатуры, создает гравюру «Общество на прогулке». В них он дает яркие, полные иронии и тонкого сарказма изображения представителей элегантного светского парижского общества. Эти листы являются подлинными документами эпохи. Л.-Ф.Дебюкур был единственным художником-гравером, оставившим значительный след в цветной оригинальной гравюре.
Большинство граверов, работавших во вновь изобретенных техниках, являлись все же граверами-копиистами, хотя и достигшими значительного технического мастерства. Направленность их творческих поисков сводилась только к задаче наиболее точно передать в гравюре картину или рисунок. Это существенно отличает их от граверов, которые воспроизводят красочные произведения в черно-белой гравюре, пользуясь лишь специфическим языком гравюры. Расцвет цветной гравюры был кратковременным. Связанная с передачей декоративности и красочности живописи стиля рококо, она пользуется большой популярностью в 1770 - 1780-е годы и теряет свое значение к концу века.