В 1920-е годы в Германии продолжают работать мастера, связанные с экспрессионизмом: Эрнст Барлах, Отто Дике, Лионель Фейнингер, Отто Мюллер, Макс Бекман, Георг Грос. К этому времени «Мост» и «Синий всадник» уже прекратили свое существование. Многие из этих художников входили в объединение «Новая вещественность»* * «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit), или «магический реализм» - течение в немецкой живописи и графике 1920-х годов, разновидность неоклассицизма О Дике, Г Грос, К Мензе, А Канольдт, Г Шримпф и др (О.Дикс, Г.Грос) или были связаны с группой Баухауза** ** Баухауз (Bauhaus) - высшая школа строительства и художественного конструирования (1919 - 1933)» до 1925 - в Веймаре, 1925 - 1933 — в Дессау В нее входили В.Гропиус, X Мейер, Л Мис ван дер Роэ и другие архитекторы и художники Руководители Баухауза разрабатывали принципы эстетики функционализма (Л.Фейнингер, П.Клее). Мастера прогрессивного направления в экспрессионизме создали произведения большого художественного значения именно в гравюре.
В гравюрах на дереве и литографиях крупнейшего немецкого скульптора и графика Эрнста Барлаха поражает соединение почти первобытной силы с острым чувством трагического. Как и многие другие мастера 20 века, Барлах часто выполнял серии гравюр, будь то самостоятельные циклы, как, например, «Превращения бога» (1921), «Отверженные» (1922), иллюстрации к его драме «Мертвый день» (1911), произведениям мировой литературы - «Фаусту» И.-В.Гете (1922), «К радости» И.-Ф.Шиллера (1924) и другим. Листы серий, как правило, объединены сложным философским и социальным содержанием. Образы у Барлаха нередко имеют значение символа, и при этом в их основе всегда народный типаж, будь то образ бога из цикла «Превращения бога» или герой листа «Веселый калека» из серии «Отверженные».
Серия офортов Отто Дикса «Война» (1924) является откликом на события первой мировой войны. Она принадлежит к наиболее сильным в художественном и техническом отношении работам на эту тему. Один из наиболее значительных листов серии - «Труп в проволочном заграждении». Дике использует сочетание техник офорта и акватинты. Страшный оскал мертвеца, неестественное положение тела, переданного пятнами акватинты, будто вторящая своими очертаниями судорогам тела колючая проволока — все сплетается в единую, ужасающую картину отвратительного, исковерканного, бесчеловечного мира. Антивоенная, гуманистическая направленность этой серии очевидна.
Все оформление книги, включая буквицы и шрифт, представляет собой совершенную, законченную композицию. В сознательно измененных пропорциях фигур, плоскостности изображения, распределении цвета по принципу витража можно проследить сходство со старой средневековой книгой, приближающей иллюстрации к самому духу произведения Рабле. С точки зрения техники гравюры ксилографии Дерена — редкий пример цветной печати с одной доски. Количество тонов на одном листе достигает двенадцати, каждый отделен от другого белой линией, которая несколько затушевалась после того, как готовый оттиск целиком покрывался акварельной краской.
Видное место в истории французской гравюры вообще и иллюстрации в особенности занимают художники-фовисты. Р.Дюфи, А.Дерен, М.Вламинк работают в гравюре на дереве. Используя специфическую выразительность ксилографии, они продолжали линию, начатую Полем Гогеном.
В 1909 — 1910 годах вышли два примечательных в истории французской книги издания. Это были две книги поэта Г.Аполлинера: «Бестиарий, или Кортеж Орфея» с гравюрами на дереве Р.Дюфи и «Гниющий чародей», которую сопровождали тридцать две гравюры А.Дерена. Ко времени работы над иллюстрациями к книге Аполлинера Дерен увлекается геометрическим упрощением форм, сближающим его работы с поисками кубистов.
Это впечатление рождает работа тонкой, монотонной в своей ровности и одинаковости линией. Разоблачение пороков капиталистического мира у Гроса очень остро и бескомпромиссно, образы его гравюр часто гротескны. Однако с той же беспощадностью подвергаются осмеянию и смешные стороны жизни, что снижает роль социального критерия в его творчестве и сильно отличает от таких мастеров, как Мазерель.
В экспрессионизме в 1920 - 1930-e годы происходят значительные изменения. В искусстве этого времени можно наблюдать более конкретное выражение взглядов художника, определяющихся его социальной позицией. Не случайно судьбы многих из мастеров экспрессионизма этого времени соприкасались с революцией 1918 года в Германии (Пехштейн, Хеккель, Грос были в 1920-е годы связаны с Коммунистической партией Германии).
С экспрессионизмом тесно связана немецкая журнальная графика 1920 — 1930-x годов. Большую роль в ее развитии сыграл Георг Грос. Его рисунки в манере «кроки» чаще всего переводились в литографию. Если бы не особая четкость линии и силуэта, столь обязательные в гравюре, работы Гроса можно было бы принять за рисунки. Беспощадная, злая сатира Гроса действует на зрителя кажущейся бесстрастностью изображения.
Многие экспрессионисты одними из первых сказали свое гневное слово протеста против фашизма. Дике (картина 1938 года «Семь смертных грехов»), Бекман (серии иллюстраций к «Фаусту» Гете), Грос (разоблачающие фашизм рисунки и литографии) - эти художники попали в число наиболее гонимых в годы фашизма, и их произведения составили большинство экспонатов издевательской «Выставки дегенеративного искусства», устроенной нацистами в 1937 году. Экспрессионизм явился достаточно мощным направлением, охватившим широкие сферы не только искусства, но и всей культуры Западной Европы после первой мировой войны. Кроме Германии, экспрессионизм получил широкое распространение в 1920 - 1930-е годы в других странах. Однако лишь немногим художникам, связанным с этим направлением, удалось противопоставить трагическому мироощущению немецких экспрессионистов иные идеалы, связанные с идеями социальных изменений и прогресса в человеческом обществе. Среди них первое место принадлежит выдающемуся бельгийскому графику Франсу Мазерелю.