Загадочное, таинственное, будь то природа, религия или тайны человеческого сознания, привлекает художников «Синего всадника», возникшего в 1911 году в Мюнхене. Крайний субъективизм, увлечение чисто формальной стороной творчества, декоративизм, камерность, достигавшаяся отчасти за счет небольших размеров их гравюр, - эти черты во многом отличали работы художников «Синего всадника» от произведений мастеров .группы «Мост». «Синий всадник» не был таким цельным явлением в истории немецкого экспрессионизма, как «Мост». В него входили очень различные художники: Ф.Марк, В.Кандинский, А.Макке, П.Клее, А.Явленский, Г.Кампендонк, К.Хофер. Будучи главным образом живописцами, они меньше, чем художники «Моста», занимались гравюрой, хотя почти каждый внес свой вклад в эту область искусства. Отличительной чертой деятельности художников «Синего всадника», особенно одного из ведущих представителей объединения Василия Кандинского, был интерес к теоретическим проблемам.
В творческой практике некоторых мастеров можно наблюдать последовательное воплощение теоретических взглядов Кандинского о роли подсознания в искусстве, о значении формы и цвета. В.Кандинский, еще в 1910 году создавший свои первые абстрактные работы в живописи, в сборнике литографий «Малые миры» (1922) переходит к абстракционизму и в гравюре. В 1912 - 1913 годах он выпустил книгу «Звуки» со своими ксилографиями. Название книги отражало попытки Кандинского сблизить пространственные искусства с музыкой и философией. В листе «Композиция с фигурами» само изображение дает большой простop домысливанию. В композиции, строящейся на сочетании контрастных черных и белых пятен, отдаленно угадывается пейзаж. Выразительность листа достигается ритмическим сопоставлением белого и свойственного лишь гравюре на дереве бархатистого, сочного черного тонов.
Учитывая эту тенденцию к декоративизму, особенно понятно увлечение художников «Синего всадника» цветной гравюрой. Гравюры рано умершего Франца Марка во многом близки работам французских фовистов. В упругих, упрощенных до предела контурах фигур животных в листе «Рождение жеребенка» (1913)) чувствуется живая сила природы. Выразительность линий и сочность цвета служат усилению декоративности листа.
Изысканная чистота контуров, подчинение композиции всего изображения плоскостному принципу построения, интенсивный колорит - все напоминает искусство витража. Изображение животных в гравюрах Ф.Марка возведено в степень символа.
Символический смысл приобретает и цвет, особенно красный, расходящийся лучами от солнечного диска, воспринимающийся как мощное жизненное начало. В гравюре «Рождение жеребенка» художник берет основные тона: красный, зеленый, коричневый, усиливает их, повышая тем самым эмоциональность изображения.
Интерес художников «Синего всадника» к сфере подсознания проявился наиболее ярко в творчестве Пауля Клее. В его работах присутствуют нарочитая усложненность, запутанность смысла, несопоставимость ассоциаций, которые делают их близкими произведениям сюрреалистов. Гравюры П.Клее по большей части выполнены в технике линейного офорта. В отличие от большинства экспрессионистов, он мало занимался ксилографией.
Манера подражания неумелому детскому рисунку в литографиях «Канатоходец» (1921), «Старик за подсчетом» (1929) придает необычный характер и сценам, воспроизводящим явления жизни.
Экспрессионизм, с его глубокой взволнованностью и трагическим мироощущением, оказался наиболее влиятельным из всех новых течений начала века. Несколько изменившаяся после первой мировой войны его программа оказалась адекватной настроениям художественной интеллигенции, потрясенной безжалостным и губительным характером войны. Послевоенная разруха, настроения отчаяния и безнадежности, порожденные ужасами войны, были благодатной почвой для распространения влияния экспрессионизма. Особенно сильно это проявилось в Германии и Бельгии.
Несколько особняком стоит близкое к немецкому экспрессионизму творчество Оскара Кокошки, чеха по национальности, работавшего главным образом в Вене. Крайнее напряжение, доведенное до болезненного экстаза, характеризует его работы как в живописи, так и в гравюре. Он работал в литографии, создав графические циклы «Колумб в цепях», «Кантата Баха» и ряд других.