Художники «Синего всадника»

Загадочное, таинственное, будь то природа, религия или тайны человеческого сознания, привлекает художников «Синего всадника», возникшего в 1911 году в Мюнхене. Крайний субъективизм, увлечение чисто формальной стороной творчества, декоративизм, камерность, достигавшаяся отчасти за счет небольших размеров их гравюр, - эти черты во многом отличали работы художников «Синего всадника» от произведений мастеров .группы «Мост». «Синий всадник» не был таким цельным явлением в истории немецкого экспрессионизма, как «Мост». В него входили очень различные художники: Ф.Марк, В.Кандинский, А.Макке, П.Клее, А.Явленский, Г.Кампендонк, К.Хофер. Будучи главным образом живописцами, они меньше, чем художники «Моста», занимались гравюрой, хотя почти каждый внес свой вклад в эту область искусства. Отличительной чертой деятельности художников «Синего всадника», особенно одного из ведущих представителей объединения Василия Кандинского, был интерес к теоретическим проблемам.

В творческой практике некоторых мастеров можно наблюдать последовательное воплощение теоретических взглядов Кандинского о роли подсознания в искусстве, о значении формы и цвета. В.Кандинский, еще в 1910 году создавший свои первые абстрактные работы в живописи, в сборнике литографий «Малые миры» (1922) переходит к абстракционизму и в гравюре. В 1912 - 1913 годах он выпустил книгу «Звуки» со своими ксилографиями. Название книги отражало попытки Кандинского сблизить пространственные искусства с музыкой и философией. В листе «Композиция с фигурами» само изображение дает большой простop домысливанию. В композиции, строящейся на сочетании контрастных черных и белых пятен, отдаленно угадывается пейзаж. Выразительность листа достигается ритмическим сопоставлением белого и свойственного лишь гравюре на дереве бархатистого, сочного черного тонов.

Учитывая эту тенденцию к декоративизму, особенно понятно увлечение художников «Синего всадника» цветной гравюрой. Гравюры рано умершего Франца Марка во многом близки работам французских фовистов. В упругих, упрощенных до предела контурах фигур животных в листе «Рождение жеребенка» (1913)) чувствуется живая сила природы. Выразительность линий и сочность цвета служат усилению декоративности листа.

Изысканная чистота контуров, подчинение композиции всего изображения плоскостному принципу построения, интенсивный колорит - все напоминает искусство витража. Изображение животных в гравюрах Ф.Марка возведено в степень символа.

Символический смысл приобретает и цвет, особенно красный, расходящийся лучами от солнечного диска, воспринимающийся как мощное жизненное начало. В гравюре «Рождение жеребенка» художник берет основные тона: красный, зеленый, коричневый, усиливает их, повышая тем самым эмоциональность изображения.

Интерес художников «Синего всадника» к сфере подсознания проявился наиболее ярко в творчестве Пауля Клее. В его работах присутствуют нарочитая усложненность, запутанность смысла, несопоставимость ассоциаций, которые делают их близкими произведениям сюрреалистов. Гравюры П.Клее по большей части выполнены в технике линейного офорта. В отличие от большинства экспрессионистов, он мало занимался ксилографией.

Манера подражания неумелому детскому рисунку в литографиях «Канатоходец» (1921), «Старик за подсчетом» (1929) придает необычный характер и сценам, воспроизводящим явления жизни.

Экспрессионизм, с его глубокой взволнованностью и трагическим мироощущением, оказался наиболее влиятельным из всех новых течений начала века. Несколько изменившаяся после первой мировой войны его программа оказалась адекватной настроениям художественной интеллигенции, потрясенной безжалостным и губительным характером войны. Послевоенная разруха, настроения отчаяния и безнадежности, порожденные ужасами войны, были благодатной почвой для распространения влияния экспрессионизма. Особенно сильно это проявилось в Германии и Бельгии.

Несколько особняком стоит близкое к немецкому экспрессионизму творчество Оскара Кокошки, чеха по национальности, работавшего главным образом в Вене. Крайнее напряжение, доведенное до болезненного экстаза, характеризует его работы как в живописи, так и в гравюре. Он работал в литографии, создав графические циклы «Колумб в цепях», «Кантата Баха» и ряд других.

254.Ф.Марк Рождение жеребенка. 1913

254.Ф.Марк Рождение жеребенка. 1913

255.П. Клее Канатоходец. 1921

255.П. Клее Канатоходец. 1921

256.Э.Барлах Веселый калека. Из серии «Отверженные». 1922

256.Э.Барлах Веселый калека. Из серии «Отверженные». 1922