В истории искусства японской школе ксилографии принадлежит место особое, в чем-то даже исключительное. Японская гравюра в период расцвета не только значительное явление само по себе, но своего рода связующее звено между искусством Востока и Запада, между творчеством средневековья и Нового времени, необходимая грань в эволюции художественного сознания современности.
Искусство гравюры в Японии, так же как в Европе и России, появляется на исходе средних веков, в ту переломную эпоху, когда в недрах средневековья складывается новая демократическая культура, когда растет самосознание человека и искусство постепенно приближается к людям, обращается к современности, увлекается естественными закономерностями окружающего.
Истоки японской гравюры восходят к искусству Китая и Кореи, которые в свою очередь вместе с буддизмом восприняли традиции индийской культуры. Первые оттиски фигурных изображений с гравированных металлических и деревянных пластинок, а также с каменных плит, делались индийскими буддистами еще в I веке нашей эры. Ранние японские гравюры связаны с традицией изготовления личных печатей, с религиозным ритуалом и с распространением буддийских текстов, 7 - 8 веками датируются наиболее древние из сохранившихся изображений божеств на длинных горизонтальных листах бумаги (сэнтай буцу;) и буддийские тексты - "Хякуманту Дхарани" (ок. 770). В I - II веках появляются первые иллюстрированные ксилографы - Сутра "Мёхо рэнгэкё" и "Сэммэн Косяке"; (в форме веера). Несколько позже начинают создаваться станковые гравюры с изображением божеств и гравюры-свитки (ханга-но эмаки).
Техника гравирования и печати с деревянных досок достигла к этому времени высокого мастерства, но лишь к концу 17 — началу 18 века японская ксилография превратилась в художественное явление, имеющее мировое значение. Широкое знакомство с ней Европы и России, вначале на Всемирной выставке в Лондоне (1862), затем на выставках в Париже (1867, 1883) и, наконец, в Петербурге (1897) оказало значительное воздействие не только на возрождение художественной ксилографии (Ф.Валлоттон, А.Остроумова- Лебедева, В.Фалилеев и другие), но в известной степени и на формирование европейской живописи Нового времени. «Без японцев нельзя себе представить появления Клода Моне, Дега, Уистлера и всего, что связано с этими тремя именами, т.е. в сущности добрую половину современного искусства", — писал И.Э.Грабарь. Грабарь и японцы. — Мир искусства СПб , 1902, № 1, с 31
Большинство мастеров японской гравюры были связаны с художественной школой укиё-э, сложившейся в 17 веке и сочетавшей традиции древнего национального искусства с эстетическими вкусами нового общественного слоя — горожан. Главным центром укиё-э стал город Эдо (нынешний Токио) — новая столица страны, средоточие городской культуры. «Укиё-э - отнюдь не старейшая, не самая глубокая, духовная и даже не самая декоративная ветвь японского искусства, — писал один из первых западных исследователей японского искусства, — это лишь одна из восьми ведущих художественных школ позднего средневековья. Однако в 17 — 19 веках именно укиё-э превратилась в уникальную силу как в Японии, так и во всем мире". Fenollosa E.F. An Outline of the History of ukiyo-ye Tokyo, 1901, p.3
Именно в этом искусстве наиболее отчетливо сказались демократические тенденции эпохи, вкусы молодого третьего сословия, его новый взгляд на мир. Понятие укиё-э, так же как и само слово, прошло значительную эволюцию. «Укие" (будд ) — бренный мир, житейская суета; «э" — картина, изображение, рисунок. Возникнув в древности в терминологии буддизма и обозначавшее вначале «бренный, суетный" мир, в его противопоставлении высшей действительности, оно приобрело впоследствии оттенок «современный", или «модный". Искусство укиё-э свидетельствовало о стремлении народа к творческому самоопределению: художники отражали его веру в будущее, умение радоваться простым жизненным ценностям - поэзии будней и привлекательности женщин, праздничному веселью и красоте театральных зрелищ.