Офорт

Из всех поисков и находок 16 века наиболее плодотворным следует считать изобретение офорта, которое приписывается, и по-видимому справедливо, Франческо Пармиджанино. Преимущества, которые офорт дает граверу, не вырезающему резцами по медной или деревянной доске, но свободно рисующему иглой по лаку, как нельзя лучше отвечает рисовальной манере Пармиджанино, эскизности и незаконченности его рисунков, внушающих зрителю несуществующее реально продолжение штриха.

«Святая Таида» (ок. 1524) - один из самых известных и характерных офортов Пармиджанино. Трепетные штрихи, прерывистые и неравномерные, создают впечатление подвижности, призрачности, невесомости центрального образа - погруженной в глубокую меланхолию Таиды. Смутные очертания ее фигуры растворяются в колеблющейся сумеречной среде. Только свободная техника офорта могла передать неосязаемые формы «внутреннего рисунка» маньеристов*. ( * Интерес к офорту, наряду с Пармиджанино, заметен в творчестве и других художников Италии разных школ Среди них заслуживают упоминания венецианские мастера Андреа Мелдола, прозванный Скьявоне, сочетающий офорт с сухой иглой, Пальма Джоване (собств Якопо Негретти), работавший в Северной Италии Камилло Прокаччини )

Этот маленький шедевр с очевидностью указывает на всю глубину расхождения мироощущения эпохи католической реакции, полной сумеречной таинственности, с совершенной ясностью идеалов Возрождения, на всю значительность происшедших за это время сдвигов в искусстве. Вершиной искусства итальянского офорта в 16 веке заслуженно считаются достижения Федерико Бароччи. В четырех награвированных им композициях художник не только обнаружил живейший темперамент офортиста, но и большую оригинальность технических приемов.

Проблема света в единстве с проблемой движения - одна из основных художественных задач века, поставлена в его офортах со всей остротой. В «Святом Франциске Ассизском» (1581) и в особенности маленьком листе «Благовещение» она служит и основанием композиции, и оправданием сюжета - чуда явления светозарного вестника. В «Благовещении» фигуры ангела и Марии сказочно освещены фантастическим светом, хлынувшим сверху из-за взметнувшейся занавески. За ним движется, колышется прозрачная сумеречная полутень. Пролет окна углубляет пространство, соединяя простой уют комнаты с большим городским пейзажем. Чтобы достичь таких тонких и сильных контрастов светотени, показать проникновение таинственного света, исходящего от фигур «Благовещения» сквозь прозрачный сумрак во все углы комнаты, Бароччи потребовался целый арсенал разнообразных приемов: он работает и офортом, и резцом, и сухой иглой, и повторным травлением. Градация тонов светотени от еле заметной легкой моделировки на лице и шее мадонны до пронизанного светом сумрака, сгустившегося в углах комнаты, как бы предвосхищает 18 век и появление меццо-тинто.

Гораздо живее и непосредственней пронизанный движением лист «Мадонна на облаках». В сиянии лучей мадонна кажется мимолетным видением, которое вот-вот слетит и исчезнет с листа. Невольно сопоставляешь ее с «Мадонной» Мантеньи, замкнутой в своей пластической определенности, крепко привязанной к земле. Становится понятно, какой огромный путь прошла художественная мысль Италии от истоков к 17 веку, какие изменения претерпело миросозерцание за полтораста лет. Отныне и до конца 18 века офорт становится ведущим видом итальянской гравюры. Бесконечно разнообразя его художественные и технические приемы, офортисты достигают в этой технике большой выразительной силы, соперничая с живописью, но всегда оставаясь в пределах своих собственных графических средств. Интереснейшую страницу в истории итальянской гравюры открывает 17 век, поставивший перед художественной культурой Италии новые проблемы.

Он начинается с осознанного стремления преодолеть условность позднего маньеризма, противопоставив ему обращение к натуре, античности, традициям Возрождения. Новые тенденции, проявившиеся уже в конце 16 столетия, развивались по нескольким основным направлениям. В Болонье семья художников Карраччи основала «Академию вступивших на истинный путь». Центральным явлением в художественной жизни Рима стало революционное творчество Караваджо, породившее в 17 столетии широкое движение караваджизма. В свою очередь и академическая доктрина Карраччи, и драматическое искусство Караваджо с его принципиально новым пониманием натуры сыграли важную роль в становлении классицизма и барокко, двух ведущих течений в итальянском искусстве 17 века.

Главные художественные идеи эпохи определили содержание итальянской гравюры 17 столетия, составившей обширную, отмеченную большим многообразием панораму.

Дж.Карпионе. Танцующие путти и сатиры

Дж.Карпионе. Танцующие путти и сатиры