Около 1475 года возникает первая по времени авторская подписная гравюра, подлинный шедевр крупнейшего художника флорентийской школы 15 века Антонио Поллайоло «Битва десяти обнаженных» (ок. 1475) или как еще называют, «Битва нагих гладиаторов», исполненная в широкой манере. В своей единственной дошедшей до нас гравюре Поллайоло решительно освобождает язык нового вида искусства от всех препятствий технического характера, добившись тех же результатов, какие были завоеваны им в живописи и скульптуре. Но не только необычайные способности Поллайоло-рисовалыцика помогли рождению нового гравировального стиля. Огромную роль в этом сыграл его опыт, приобретенный во время работы в мастерской ювелира, опыт, который научил художника передавать с помощью резца выразительную силу контура, напряженную динамику композиции, вибрирующую игру светотени. Используя быстрые зигзагообразные и параллельные линии, он стремится уйти от традиционной и несколько однообразной перекрестной штриховки, характерной для гравюр «тонкой манеры». Фон в «Битве десяти обнаженных» уже не сплошной и густой черный, как в «ниелло», скорее серебристо- серый, тональный, декоративно разработанный растительными мотивами, что позволяет мастеру выявить сильный черный контур сражающихся фигур.
Этот контур подчеркивает разнообразные мотивы движения, на которые лишь намекает мускулатура, мягко обозначенная тонкой штриховкой. Узорчатость, часто служившая в архаизирующих гравюрах для заполнения пространства и поэтому несколько беспорядочная, приведена теперь в стройную систему: четкие ритмы построения ясно ощущаются и просматриваются. Фантастические растения на заднем плане связывают фон с фигурами гладиаторов. Ритмические связи оживляют упорядоченность рационального построения. В гравюре можно легко выделить центральную группу: две сражающиеся фигуры внизу и одна наверху. Новая триада получится, если объединить две правые фигуры (верхнюю и нижнюю) и третью, бросающуюся на врага с палицей в руках. Наконец, еще одно сочетание образуют четыре фигуры слева. Две фигуры верхнего ряда (стреляющий из лука и взмахнувший топором) и соответствующие им нижние группы согласно законам ренессансной композиции замыкают с обеих сторон все построение в целом.
Впервые в графической практике Италии гравюра подписана. У ее левого края вверху за фигурой стреляющего из лука помещена дощечка и на ней надпись: «Opus Antonii Pollaiolli Florentine». Впервые гравюра осознается как подлинно художественное произведение, достойное подписи знаменитого автора. И в самом деле, она прославила имя Поллайоло не меньше, чем его живопись. Ее воздействие заметно в гравюрах многих великих мастеров, она оказала влияние и на Дюрера, и на Мантенью. Но даже если бы на этом редчайшем листе и не было подписи, авторство Поллайоло с легкостью можно определить по его характерным приемам: перовые рисунки художника исполнены тем же сильным, крепким, неуклонно бегущим контуром, такими же направленными к нему под углом мелкими параллельными штрихами, легко моделирующими поверхность.
Находясь в тесном единстве с живописью и рисунками Поллайоло, «Битва десяти обнаженных» имеет при этом самостоятельное значение. Именно с нее начинается в итальянском искусстве поворот к развитию гравюры большого стиля*. * Главным последователем Поллайоло во Флоренции в области гравюры был художник Франческо Росселли, брат известного живописца Козимо Росселли, с которым на основании его единственной подписной работы (Карты мира, 1506) связывают большое число гравюр широкой манеры, возникающих во Флоренции в последние десятилетия 15 века, в том числе такой известный памятник, как серию «Триумфы Петрарки» См Hind A.V., v I, В II, n 1 - 16