Послевоенная гравюра

Годы после второй мировой войны оказались очень плодотворными для развития реалистического направления в гравюре. Только что перенесенные испытания показали миру истинное лицо капитализма. Это стало немаловажным фактором, способствовавшим увеличению прогрессивного лагеря искусства. В отличие от первой мировой войны, принесшей в искусство пессимизм и отчаяние, вторая мировая война вызвала консолидацию прогрессивных сил в искусстве. Художники, участвовавшие в борьбе с фашизмом, ощутили необходимость посвятить свое искусство людям, вместе с которыми они боролись против общего врага.

В гравюре этого времени находят отражение самые актуальные темы: антифашизм, Сопротивление, борьба трудящихся за мир. После второй мировой войны во всех странах появляются новые талантливые мастера, работающие в гравюре. Продолжают работать и художники, олицетворяющие собой живую традицию искусства довоенного времени: П.Пикассо, Ф.Мазерель, Х.Эрни. Для работ швейцарского художника Ханса Эрни, известного живописца-монументалиста и графика, характерно стремление к широкому охвату общечеловеческих проблем. В его работах мы ощущаем космическую силу мира.

Обращаясь к традициям искусства Возрождения, Эрни стремится к созданию ясных, гармоничных образов. Не случайно во многих офортах Эрни, как, например, в «Автопортрете» (1945), есть что-то от научных зарисовок Леонардо да Винчи.

Творчество Эрни, в частности, его графика, во многом перекликается с поисками Пикассо, Майоля, Матисса. Эрни тоже увлекается иллюстрацией, обращаясь к произведениям античных авторов Пиндара, Софокла, Гомера, Овидия.

В послевоенной Франции особенно заметно увлечение литографией. К ней обращаются такие мастера, как Андре Массой и Андре Фужерон. Во Франции в области цветной литографии, кроме П.Пикассо и М.Шагала, работают Жан Карзу и Бернар Бюффе, в Англии — Хенри Мур, Грэм Сазерленд. Увлечение этой техникой распространилось также и в Соединенных Штатах Америки.

В послевоенные годы, стремясь расширить возможности искусства гравюры, многие мастера создают новые техники. Так, в 1930 — 1940-е годы в США получила распространение сериграфия (шелкография). Экспериментаторство в области гравюрных техник особенно возросло в 1960 - 1970-е годы. Здесь и «неогравюра», печатающаяся с отливки металлизированной пластмассы, и электроногравюра, использующая радиоактивные изотопы, и углубленная гравюра, использующая сваренные металлические пластины, и другие.

Особое место в развитии гравюры 1960 - 1970-х годов занимают мастера из социалистических стран, идущие в авангарде борьбы за передовое, гуманистическое и реалистическое искусство. В творчестве многих художников Польши, Чехословакии, Болгарии нашел отражение рост самосознания этих стран в процессе борьбы за свою родину против фашизма в годы второй мировой войны.

Сильны традиции графики в Чехословакии, где после войны продолжали работать выступивший еще в начале века Макс Швабинский, его ученики Владимир Силовски, Ян Рамбоусек, Карел Штика, а также ряд других мастеров, чье творчество сложилось еще до войны, среди них — Юлиус Сабо, Карел Штех, Иозеф Лислер.

Заслуженное признание получили художники, сформировавшиеся после второй мировой войны, события которой оказали на их искусство большое влияние. Одному из наиболее драматических эпизодов борьбы с фашизмом — Словацкому народному восстанию — посвятили свои работы такие мастера гравюры, как Винцент Гложник и Орест Дубай. Полны экспрессии, проникнуты патетикой народного героизма циклы литографий и ксилографии 1956 года В.Гложника «Человек», «Война», «Восстание», «Освобождение», «Фашизм».

Творчество О.Дубая тяготеет к более лирическому началу, в его линогравюрах, посвященных суровым военным дням, находит воплощение мечта человека о мирной жизни, о труде, о счастье (цикл «Деревья», 1959)· Словацкое народное восстание вдохновило также ряд произведений выдающегося живописца и графика Людовита Фуллу. Ему же принадлежат выполненные в технике цветной линогравюры иллюстрации к словацким сказкам, свидетельствующие о глубоком проникновении художника в мир народного творчества.

Разнообразно и многогранно творчество других современных граверов Чехословакии разных поколений, мастеров различных индивидуальностей, чье искусство представляет собой широкий диапазон творческих манер и поисков выразительной техники, таких, как Иржи Йон, Роберт Дубравец, Павел Сукдолак, Иржи Андерле, Карел Грушка.

Большое развитие после второй мировой войны получила гравюра в Германской Демократической Республике, где наряду со скульптурой она является ведущим видом изобразительного искусства. В творчестве лучших мастеров гравюры 1950 — 1970х годов Йозефа Хегенбарта, Ханса и Леа Грундиг, Ханса Тео Рихтера, Фрица Кремера, Арно Мора, Рудольфа Бергандера, Вернера Клемке и многих мастеров более молодого поколения находят продолжение лучшие традиции немецкой графики, восходящие к истокам гравюры 15 - 16 веков. Особенно остро и значительно в их произведениях звучат темы антифашистской борьбы, гуманизма. К числу ведущих мастеров современной немецкой графики принадлежит выдающийся скульптор Фриц Кремер. В его скульптуре и графике 60 — 70-х годов большое место занимает тема второй мировой войны. С созданием одного из наиболее значительных скульптурных памятников жертвам фашизма связан «Эскиз к памятнику в Равенсбрюке». Лаконизм изобразительных средств, сдержанность образного решения представляются той единственно верной, точно найденной художником формой, которая передает жестокость страданий и стойкость узников концлагеря.

Немецкие художники всегда отличались чуткостью к важным проблемам времени. Борьба народов за мир, за свою независимость — тема произведений многих графиков ГДР разных поколений. Таковы ксилографическая серия «Вьетнам» (1965) Герхарда Бондцина, литография «Африка» (1960) Карла Эриха Мюллера.

Искусство графиков ГДР очень разнообразно, в нем мы находим широкий диапазон событий, явлений, образов и характеров современной немецкой действительности. В работах крупнейшего современного графика Ханса Тео Рихтера главным является лирическое начало. Художник отдает предпочтение литографии. Именно в этой технике он создал серию лирических и в то же время глубоко современных женских образов («Модель на темном фоне», 1957)· Большим своеобразием отличается искусство Вернера Клемке, блестящего мастера гравюры на дереве, работающего главным образом в иллюстрации. Виртуозность мастерства, неистощимая выдумка, тонкий юмор в соединении с высокой внутренней культурой позволили ему добиться большого успеха в гравюре.

Богатством и многообразием отличается развитие гравюры в Польской Народной Республике, где сильно влияние классиков этого искусства, работавших еще до второй мировой войны: Владислава Скочиляса и Тадеуша Кулисевича, Станислава Остойя-Хростовского и Эдмунда Бартоломейчика. Правда, в послевоенные годы сам Т.Кулисевич предпочел гравюре оригинальную графику, прежде всего, рисунок, но глубокая социальная правда его искусства, высокое художественное мастерство продолжали служить примером для молодых поколений в 50 - б0-е годы, тем более, что в течение ряда лет он был преподавателем графики в Варшавской Академии изящных искусств.

Традиции довоенной графики сильнее всего сказались в творчестве Марии Гишпаньской-Нейман, чьи гравюры, выполненные в напряженно-экспрессивной манере, отразили трагические переживания военных лет. Этой столь острой для польского народа теме посвящены работы целого ряда других мастеров гравюры и литографии. В центре внимания польских графиков и проблемы социалистического строительства. Серию литографий посвятил Новой Гуте Я.Тарасин, новой жизни деревни посвящены офорты Г.Хростовской, создавшей также интересную серию о восстании Тадеуша Костюшко.

1960 — 1970-е годы ознаменовались разнообразными поисками польских художников в области новых технических и художественных возможностей гравюры. Расширилась география этого вида искусства: наряду с традиционными варшавской и краковской школами сложились объединения граверов в других городах. Вместе с известными варшавскими и краковскими мастерами, такими, как Мачей Модзелевский, Юзеф Пакульский, Мечислав Вейман, Конрад Сшедницкий, видное место в польской графике заняли художник из Катовиц Стефан Суберлак, мастер из Лодзи Лешек Рузга, занимающиеся поиском новых возможностей в области цветной гравюры художники из Вроцлава Юзеф Дронжкевич и Эулалия Злотницкая, работающий там же Ежи Гельняк, молодой мастер из Жешува Зигмунд Чиж.

В современной графике Народной Республики Болгарии важное место занимает тема труда и социалистического строительства. Ей посвящены цветные литографии Пенчо Балкански, цикл «Нефть» Николая Стоянова, литографии Любена Диманова («Мать», 1956), тяготеющего к обобщенным символическим образам. Высокая степень профессионального мастерства и художественное богатство отличают произведения других известных мастеров болгарской гравюры и литографии: Христо Нейкова, Марии Недковой, Анастасии Панайотовой, Тодора Панайотова, Златки Дыбовой, Виолетты Гривишки-Таневой.

Одна из характерных черт болгарской графики 1960 — 1970-х годов — обращение к национальным традициям. Поэтичные и глубоко значительные образы современников создала в ряде своих литографий Анастасия Панайотова. Драгоценное звучание цвета в ее «Девушке с ожерельем», где доминирует тон старого золота, вызывает ассоциации с древнеболгарским искусством. В изображении костюма, деталей интерьера — большое умение опоэтизировать народный быт. Фольклорное начало является основой выразительности многих ксилографии 1960 — 1970-х годов В.Гривишки-Таневой.

Значительное место в искусстве своей страны занимают румынские граверы: Ги Бела Сабо, Золтан Андраши, Георге Иванченко, Марьяна Пет-рашку, Марчел Кирноагэ, Ана Илиуц, Василе Добриан, Ева Чербу.

Творчество старейшего румынского художника Ги Бела Сабо сложилось еще в 1930-е годы и уже тогда отличалось демократической направленностью и социальной остротой. После окончания второй мировой войны и социалистической революции в Румынии искусство этого мастера приобрело особенно всесторонний и многогранный характер, отразив жизнь своей страны в самых разных ее проявлениях. Им созданы многочисленные гравюры, главным образом на дереве и линолеуме, изображающие сцены труда, пейзажи, лирические сцены. Его творческая манера тяготеет к большим и значительным образам подчас эпического характера. Такова и линогравюра «Я лечу на Ту-104», обобщившая личные впечатления автора о пребывании в Советском Союзе. Даже иллюстрации к «Божественной комедии» Данте выглядят как станковые, самостоятельные листы. Обращение Ги Бела Сабо к иллюстрации отнюдь не случайно. Этот вид графики получил в Социалистической Республике Румынии большое развитие, в книжной иллюстрации охотно сотрудничают многие мастера гравюры и литографии — Джета Бретеску, Золтан Андраши, Георге Адок.

Разнообразно творчество графиков Венгерской Народной Республики. Передовые традиции венгерского революционного движения наиболее полно отразились в искусстве художника и революционера Шандора Эка, известного рисовальщика и мастера литографии. Большое место в его творчестве занимают события венгерской революции 1919 года, второй мировой войны. Новым современным содержанием наполнены его литографии — иллюстрации к произведениям классика венгерской литературы Ш.Петефи.

Наряду с графиками старшего поколения в Венгрии работают художники, сформировавшиеся в 1950 — 1970-е годы. Получили широкую известность такие мастера гравюры и графики, как Бела Штеттнер, Арнольд Гросс, Бела Кондор, Чаба Рекаши, Дьюла Хинц, Адам Вюрц, создающие разнообразные по технике и приемам художественной выразительности произведения. Особенно интересны успехи венгерских граверов в области офорта — в этой технике еще до второй мировой войны работал выдающийся художник Бела Уитц.

Самобытно искусство известного венгерского художника Дьюлы Хинца. Его цветным офортам присуще совершенство линейного рисунка, образы его глубоко современных произведений наделены особой классической строгостью и чистотой («Мир», I972)·

В наше время все реже встречаются художники, замыкающиеся в узких рамках «чистого» искусства. На долю прогрессивного искусства 2о века выпала задача защиты передовых, гуманистических идеалов человечества. Проблемы сохранения мира, борьба против войны, борьба за права больших и малых народов — эти темы не могут не волновать современных художников- граверов. Одно из важнейших назначений гравюры - быть искусством общественным.

280. Х.Эрни Архитектор

280. Х.Эрни Архитектор

284. Р. Сойер До свидания

284. Р. Сойер До свидания

286. Л.Рефрежье Скорбь. 1920-е годы

286. Л.Рефрежье Скорбь. 1920-е годы

294. Х.Грундиг Затравленные

294. Х.Грундиг Затравленные

295. Ф.Кремер Эскиз памятника в Равенсбрюке. 1960

295. Ф.Кремер Эскиз памятника в Равенсбрюке. 1960

296. В.Клемке Иллюстрация к новелле А.-В.-Т.Гофмана «Крошка Цахес». 1958

296. В.Клемке Иллюстрация к новелле А.-В.-Т.Гофмана «Крошка Цахес». 1958

297. В.Клемке Иллюстрация к новелле А.-В.-Т.Гофмана «Крошка Цахес». 1958

297. В.Клемке Иллюстрация к новелле А.-В.-Т.Гофмана «Крошка Цахес». 1958

298. Л. Фулла С птичьего полета

298. Л. Фулла С птичьего полета

299. Л.Гросс Беседы о дружбе. 1964

299. Л.Гросс Беседы о дружбе. 1964

З00. А.Вюрц Иллюстрация к трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта». 1967

З00. А.Вюрц Иллюстрация к трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта». 1967

301. Л.Панайотова Девушка с ожерельем

301. Л.Панайотова Девушка с ожерельем

302. Т.Панайотов Пейзаж. 1966

302. Т.Панайотов Пейзаж. 1966

303. З.Дыбова Монета

303. З.Дыбова Монета

304. В.Захариев Иконописец Иван Николов из Самокова

304. В.Захариев Иконописец Иван Николов из Самокова

305. Ги Бела Сабо Чабан. 1949

305. Ги Бела Сабо Чабан. 1949

З06.Г.-Т. Рихтер Модель на темном фоне. 1957

З06.Г.-Т. Рихтер Модель на темном фоне. 1957

307. М.Вейман Велосипедисты. 1964

307. М.Вейман Велосипедисты. 1964

308. К. Сшедницкий Кони се. Марка

308. К. Сшедницкий Кони се. Марка