Питер Брейгель Старший. Серии гравюр "Смертные грехи" и "Христианские добродетели"

Иной характер носят фигурные композиции, нарисованные Брейгелем для гравюр. Среди них центральное место занимают серии "Смертные грехи" (1556 -1557) и "Христианские добродетели" (1559 -1560). В них преобладает "ковровое" построение: композиция состоит из многих самостоятельных мотивов и сцен, которые заполняют плоскость листа. Художник не стремится к иллюзии реальности в передаче пространства и изображаемого сюжета. Большую роль здесь играют фантастические существа, юмор многих сцен построен на нелепых ситуациях. Возвышенное моральное поучение подменяется саркастическим рассказом о людской глупости и порочности. Содержание и художественный язык гравюр напоминает творчество Босха, чья посмертная популярность в эти годы достигла зенита. Несомненно, Брейгель вполне сознательно обращается к его наследию.

Если в серии "Смертные грехи" большое место занимает всевозможная чертовщина, восходящая к искусству Босха, то в серии "Добродетели" Брейгель прямо изображает современные обычаи и нравы. Так, гравюра "Справедливость" показывает различные способы допроса и казни. Отдельные сцены переданы реалистично, однако их сочетание на одном листе при крайне произвольном сопоставлении означает отказ от правдоподобия целого. Ирония звучит в нагромождении сцен (рыбаки с удочками, тонущие моряки, узники в тюрьме), иллюстрирующих проявления долготерпения или надежды.

Одну из самых выдающихся гравюр, исполненных по рисункам Брейгеля, "Алхимик", датируют 1558 годом. Это пространственно единое, убедительное изображение комнаты, в которой худой и оборванный алхимик с маниакальным увлечением предается своим опытам. Его помощники - ученый и шут, по мысли Брейгеля, алхимик сродни им обоим. Он пытается делать золото, а в доме не осталось ни гроша: жена его выразительным жестом трясет пустым кошельком над ладонью. Группа играющих без присмотра детей не только вносит разрядку в эту тягостную сцену: Брейгель и его современники воспринимали ее как оценку деятельности героя, столь же бессмысленной и бесполезной, как детская игра. В стене комнаты есть проем, напоминающий широкое окно. За ним виднеется дорога в приют, куда бредет нищая семья алхимика. Тихая улица служит контрастом к шуму и хаосу основной сцены. Таков конец, к которому приводят легкомыслие и безумие. Гравюра "Алхимик" отличается виртуозным техническим исполнением. Предполагают, что этот лист награвировал Филипп Галле. Серебристые отсветы пейзажа за окном, разнообразие форм и фактур в натюрморте - эти, казалось бы, живописные эффекты достигнуты при помощи резцовой техники, сохраняющей в полной мере присущую ей четкость и конструктивность формы.

К "Алхимику", а также к ряду других листов, сохранились рисунки Брейгеля. Отчетливые и детальные, они свидетельствуют об отличном знании техники резцовой гравюры; здесь учтено все, вплоть до направления штриховки. От гравера требовалось как можно точнее повторить работу рисовальщика. Как правило, мастера, сотрудничавшие с Брейгелем, исполняли это требование, отступления сводились к отказу от некоторых наиболее тонких деталей или к нескольким лишним фигуркам, оживляющим пейзаж.

Присущий некоторым персонажам оттенок карикатурного преувеличения станет господствующей чертой знаменитых листов "Кухня жирных" и "Кухня тощих" (1563), награвированных Питером ван дер Хейденом и изданных Иеронимом Коком. Здесь прежде всего бросается в глаза отказ от нормальных пропорций в человеческих фигурах, неправдоподобная худоба одних и столь же удивительная дородность других. Однако необычный облик людей сочетается с на редкость верно подмеченным поведением: Брейгель показывает, как по-разному "жирные" и "тощие" движутся, садятся, едят. Впечатление от обоих листов в большой мере зависит от изображения пространства: несмотря на свою отчаянную активность, "тощие" не заполняют пустоты кухни, напротив, "жирные", прочно усевшись и окружив себя колбасами, окороками и котлами с пищей, занимают все пространство своими телами, так что композиция строится по принципу "боязни пустоты".

Сатирическая графика существовала и до Брейгеля, однако она лишь иллюстрировала определенные идеи, не прибегая к гротескной трактовке формы. В живописи в некоторых морализующих сюжетах изредка появлялись образы, приближавшиеся к карикатуре. Брейгель последовательно решает всю сцену приемами гротеска. Ее содержание носит не только морализующий, но и социальный характер. Художник выступает как крупнейший предшественник искусства карикатуры. В 1560-е годы Брейгель много занимается живописью, но продолжает делать и рисунки для гравюр. В 1564 - 1565 годах была издана серия "Морские корабли", которую по его рисункам награвировал Франс Хейс. Как подлинный нидерландец, Брейгель видит красоту морской глади и скользящего по ней корабля, восхищается пластически безупречной формой надутого паруса. Его внимание особенно привлекают небеса, то чистые, то покрытые клубящимися облаками; художник следит за отблесками играющего в них света и смело показывает его источник - само солнце. В 1565 году Брейгель делает рисунок для гравюры "Весна", а несколько позже, в 1568 - для гравюры "Лето". Это едва ли не самое жизнеутверждающее его произведение, прославляющее плодородие природы, здоровье и силу человека. Покрытая колосьями земля, купы деревьев, соломенные крыши хижин - все кажется теплым, пушистым и мягким. Мощные фигуры косцов на переднем плане напоминают героев Франсуа Рабле. Характерную для Брейгеля ноту иронической фантастики вносит фигура, чью голову заменяет огромное блюдо овощей. Гравюра исполнена профессионально, однако в ней много утрачено по сравнению с авторским рисунком, хранящимся в Гамбурге в музее Кунстхалле.

Брейгель - рисовальщик и живописец, много лет имевший дело с граверами, однажды попытался и сам поработать над медной доской, причем выбрал технику не резца, а травления. Его офорт "Охота на кроликов" (1566) - работа живописца, а не гравера-профессионала. Офорт передает "живописную" игру света в кронах деревьев и прозрачную ясность дали, ощущение жизни нагретой солнцем земли, трепещущей листвы. Художник работает тем же мелким, беглым штрихом, что и в своих рисунках пером, не стремясь сколько-нибудь последовательно использовать специфические возможности техники офорта. Однако его попытка оказалась необычайно плодотворной.

П. ван дер Хейден. Справедливость. Из серии "Христианские добродетели". 1559 По рисунку Питера Брейгеля Старшего

П. ван дер Хейден. Справедливость. Из серии "Христианские добродетели". 1559 По рисунку Питера Брейгеля Старшего

П. ван дер Хейден. Лето. Из серии "Времена года". 1570. По рисунку Питера Брейгеля Старшего

П. ван дер Хейден. Лето. Из серии "Времена года". 1570. По рисунку Питера Брейгеля Старшего

Галле, Филипп (?) 1537 — 1602 Алхимик. 1558. По рисунку Питера Брейгеля Старшего Резцовая гравюра

Галле, Филипп (?) 1537 — 1602 Алхимик. 1558. По рисунку Питера Брейгеля Старшего Резцовая гравюра

Брейгель Старший, Питер Около 1525/30 — 1569 Охота на кроликов. 1566 Офорт

Брейгель Старший, Питер Около 1525/30 — 1569 Охота на кроликов. 1566 Офорт