История гравюры в Европе начинается в 15 веке одновременно в нескольких странах. Однако развитие ее шло по-разному. Различна была и роль гравюры в искусстве той или иной страны. На севере в творчестве каждого немецкого художника, особенно первой половины 16 века, она занимала значительное, подчас главное место. (Исключением является творчество Маттиаса Грюневальда, который не занимался гравюрой)
В истории немецкого искусства гравюра наряду с живописью определяет стиль Возрождения. Знаменитый «Апокалипсис Дюрера по эмоциональной силе, страстности и философской глубине стоит в одном ряду с крупнейшими творениями мастеров Северного Возрождения. Причины интенсивного развития гравюры в Германии в 15 - 16 веках и большого интереса, который появился к ней в самых разных слоях общества, были обусловлены изменениями в социальной, экономической, политической и духовной жизни страны.
Развитие капитализма и возникновение буржуазных отношений пришли в резкое столкновение со старыми традициями. В Германии это проявилось во всех сферах деятельности человека и носило характер острой борьбы, в которой переплелись различные формы антифеодальных и классовых выступлений с борьбой за обновление церкви и религии, за создание единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального гнета и пут средневекового мышления. Движение Реформации способствовало подъему прогрессивных сил в стране и в то же время оказало решающее влияние на развитие искусства.
Потребность в гравюре, ее широком распространении возникает в Германии на рубеже 15 - 16 веков, когда участие народных масс в Реформации становится наиболее активным. Гравюра, широко доступная всем слоям общества, отвечала требованиям эпохи. Недостаточная грамотность и поиски средств общения, интерес к окружающему миру и открывающаяся возможность его удовлетворения, участие в политической и религиозной борьбе и необходимость агитации, настоятельная потребность в свободном общении с широкой аудиторией сделали гравюру самым распространенным и самым необходимым видом искусства в Германии.
Это определило ее быстрый рост и то особое положение, которое выделило ее среди прочих видов искусства. Утилитарное назначение гравюры проявилось уже в момент ее возникновения. Первые печатные листы относятся к так называемым игральным картам. Большинство из них отличалось мастерством исполнения, тонкостью и изысканностью форм. Знание материала и умелое использование его особенностей свидетельствует о том, что они возникли в профессиональной среде и были непосредственно связаны с развитыми в средние века ремеслами.
Гравюра на меди (самые ранние отпечатки относятся к 1430-м годам) вышла из мастерских золотых и серебряных дел мастеров, одним из этапов работы которых была проверка ювелирной гравировки при помощи оттиска. Первыми мастерами-граверами стали ремесленники, обладающие хорошими профессиональными навыками и художественным вкусом. Их гравюры привлекали внимание художников, знатоков, любителей, а также церковь. По ее заказу уже в середине 15 века выпускались гравюры с изображениями святых, сцен из жизни Христа и Марии, которые продавались как индульгенции на ярмарках. В резцовой гравюре 15 века религиозная тема существовала параллельно со светской. (По мере расширения движения Реформации религиозная тематика становится главной в творчестве немецких граверов; она все более связывается с событиями, происходящими в стране Подробнее об этом говорится в связи с творчеством Дюрера)
Чаще других встречаются рыцарские сцены, турниры, битвы и так называемые сады любви. Наряду с образцами орнаментов, алфавита, ювелирных изделий, церковной утвари они повторяются с небольшими вариациями в творчестве почти каждого мастера. Образцы орнаментов издавались отдельно в виде альбомов и служили пособием как в обучении будущих художников, так и в работе живописцев-профессионалов, скульпторов, ювелиров, граверов, монахов-каллиграфов.