Иначе развивалось искусство офорта. В начале века во Франции лишь немногие художники обращались к этой технике. Вновь она возрождается уже после первой мировой войны. Вслед за литографией и гравюрой на дереве, офорт начал довольно широко употребляться в иллюстрациях.
И здесь большую роль сыграли издатели, особенно А.Воллар, по заказу которого были выполнены иллюстрации П.Пикассо к «Неведомому шедевру» О. де Бальзака и М.Шагала к басням Лафонтена и Библии.
В области станкового офорта особенно значительна в 1920 — 1930-е годы работа Андре Дюнуайе де Сегонзака, автора иллюстрированных книг «Картины бокса» (1922), «Бюбю с Монпарнаса», иллюстраций к романам писательницы Г.-С.Колетт. Дюнуайе де Сегонзак возглавил целую школу лирического пейзажа в офорте. В жанре пейзажа работали Л.-Ж.Сула, А.Жакмен, Г.Леспинас и А.Грос. Сегонзак предпочитает смешанную технику: офорт с сухой иглой. Свои пейзажные листы он создает на месте, во время прогулок в лесах вокруг Парижа или в Провансе. Его манера в гравюре импрессионистична. Художник очень редко прибегает к травлению. Большую роль в его офортах играет тонкая линия, которая создает ощущение ясности изображенного мира. Его офорты призваны передать общую атмосферу света и спокойствия, будь то любимые пейзажи Вилье-Сюр-Морен или портреты.
Ясный и спокойный мир, отгороженный от сложностей и противоречий, окружающих художника, привлекал не только Сегонзака. Стремление создать в искусстве мир красоты и гармонии, восполняющий их отсутствие в действительности, ярко проявилось в творчестве Анри Матисса. Его графика тесно связана с живописью. В живописи Матисса выразительность достигается с помощью композиции и соотношения цветов, в то же время большое значение имеют и линейные ритмы, выразительность которых играет первенствующую роль в графике, в офорте, где игла фиксирует лишь самое существенное и отбрасывает элемент случайного в кажущемся незаконченным рисунке линий, как, например, в листе «Сидящая женщина с золотыми рыбками» (1929). Виртуозность офорта, производящего впечатление небрежного, быстрого наброска, сказывается и в естественной простоте композиции листа, где пространство очень равномерно заполнено тонкими линиями, и лишь фигура женщины выделяется чуть более обобщенными контурами, вплетаясь в орнамент и становясь его частью.
В литографии Матисс обращается к линейной манере, но чаще его листы основаны на более тщательной проработке предметов, фигур, атмосферы. Мир его «Танцовщиц» отличается нежной поэтичностью. Тонко и точно средствами литографии переданы мягкость женского тела, фактура тканей, особым, очень густым косым штрихом — поверхность зеркала. Если в офорте Матисс устраняет все, кроме линии, с помощью которой передает пространство и объем, то в литографии он широко пользуется разнообразными приемами этого вида техники, часто прибегая к передаче больших затененных плоскостей, создавая множество соотношений цвета в пределах возможностей черно-белой литографии. Анри Матисс создал более четырехсот гравюр. Его работы отличает свобода и уверенность исполнения. Они делались с натуры одним наброском, очень смело.
Художник много работал над иллюстрированием книг, главным образом поэзии и любовной лирики. Матисс подходил к оформлению книги как цельного организма, продумывая не только особенности манеры, но и характер шрифта, бумаги.
С искусством иллюстрации тесно связано и творчество такого мастера гравюры, как Марк Шагал. Графика Шагала близка его живописи. Здесь мы встречаем те же сюжеты, тот же мир образов. Впервые он обратился к гравюре в 1922 году, когда работал над автобиографической книгой «Моя жизнь», часть офортов к которой была издана в альбоме Пауля Кассирера. Позднее, уже в Париже, по настоянию А.Воллара он продолжает свои опыты в гравюре, создавая иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя и «Басням» Лафонтена. Работы Шагала несли в себе такой большой эмоциональный заряд и были настолько индивидуальны и искренни, что сразу обратили на себя внимание. Уже в первых произведениях Шагала определился мир его образов и характер видения, который впоследствии лишь обогащается, но принципиально не меняется. Это воспоминания о России, о родном доме, о работе в театре. С полуреальным-полусказочным миром ранних впечатлений художника связано все его творчество.
Манера Марка Шагала в офорте исключительно индивидуальна: это разработанная им самим система мельчайших штрихов и точек, которые то сгущаются, то разрежаются. К числу лучших гравюр Шагала принадлежат некоторые иллюстрации к Библии. Использование тональных возможностей офорта, богатство штриха, где варьируется сухая игла и сильное травление — все эти средства художник подчиняет передаче эмоциональной напряженности сцен.
Если в иллюстрациях Шагал чаще всего прибегал к офорту, то его излюбленной техникой в области станковой гравюры является литография. Работы Шагала, исполненные после второй мировой войны, — это чаще всего цветные литографии. Интенсивное, феерически-волшебное звучание колорита этих листов подчеркивает реально-фантастический или сказочно-поэтичный характер его персонажей в таких листах, как «Клоун», «Акробаты», «Наездница», «Велосипедисты». Мир образов Шагала — это печальный и поэтичный мир сказки для взрослых, где любовь, мечта, жизнь гораздо сложнее и труднее, чем в детской, а яркость чувства, свежесть восприятия столь же интенсивны.