Вторая половина 18 века стала временем ее триумфа. Меццо-тинто сделалось подлинно национальным искусством, получив в Европе свое второе название «английская манера». Своему столь массовому распространению и успеху она обязана прежде всего тем, что удачно и лучше всех других техник отвечала вполне утилитарному назначению - верности передачи особенностей живописного оригинала. Но эта ее способность влекла за собой чисто эстетические особенности и качества, которые как раз и снискали ей европейскую славу. Как ни одна другая гравюрная техника, меццо-тинто соответствовало самой эстетической концепции английской живописи 18 века, основанной на предпочтении свободного живописного пятна строгой и упорядочивающей изображение линии. Граверы, как и английские живописцы, не стремились передавать структуру предметов, подчеркнуть объем. В их листах равно отсутствует заметная роль рисунка. Определенно наметившийся сенсуалистический взгляд на мир, характеризующий философскую мысль Англии середины века, нашел свое опосредованное выражение и в художественной практике страны. Вещи, служащие источником только богатых красочных ощущений для живописцев, претворяющих их в симфонию сияющих пятен цвета на полотне, в гравюре словно превращаются в светотеневые образы. Лист, выполненный в «черной манере», строится, как и картина, на богатстве тональных отношений, но колеблющихся в пределах монохромности от густо-черного до сияюще-белого.
Уже в творчестве пионеров этой техники в Англии Исаака Беккета, Уильяма Фейторна и некоторых других мастеров заметны значительные успехи. Самым талантливым из ранних мастеров был Джон Смит. Он много гравировал с полотен Тициана и Корреджо, но особенно славился листами с портретов своего современника, знаменитого художника-портретиста конца 17 - начала 18 века Г.Неллера. Портреты, созданные Смитом (особенно хорош его известный «Автопортрет» с полотна Неллера, 1696), выдают руку художника, умелого в рисунке, чуткого к мягким, нерезким светотеневым градациям. Зернение его досок твердо, но гладко, художник мастерски овладел искусством воспроизведения живописного оригинала, передачей фактуры материала, столь немаловажной для аристократических портретов Неллера. Новая блестящая страница в истории английского меццо-тинто открывается со второй половины столетия. Она связана прежде всего с деятельностью группы ирландских мастеров, приехавших в середине века из Дублина в Лондон. Они широко развернули репродукционное дело в технике меццо-тинто. Имя самого значительного художника Джеймса Мак Арделла стоит первым в ряду этих мастеров. За недолгую творческую жизнь он открыл собственную мастерскую в Лондоне, выпустил большое число первоклассных листов с картин старых мастеров. Великолепны его меццо-тинто с портретов А.Ван Дейка («Лорды Джон и Бернард Стюарт»), но особенно много он репродуцировал работы английских художников 18 века: У.Хогарта («Модный брак»), Т.Хадсона («Герцогиня Анкастер») и своего современника, главы английской школы живописи, Дж.Рейнолдса («Джон, граф Роутс»). Листы Мак Арделла свидетельствуют о блестящем владении техникой меццо-тинто, смелом, но деликатном использовании ее возможностей. Зернение его досок образует единый мягкий глубокий тон, нежные переходы от темного к светлому и игра их нерезкого чередования рождают на монохромном листе декоративное и поистине живописное зрелище. Не случайно Рейнолдс высоко оценил репродукции Дж.Мак Арделла со своих произведений, сказав, что «этот человек сделает мое имя бессмертным». Его ученики Эдвард Фишер, Джон Диксон, Томас Фрай и пользовавшийся особым успехом Джеймс Уотсон унаследовали тщательность и деликатность работы Дж.Мак Арделла, способствуя еще большей славе английского меццо-тинто.
Своего высшего расцвета эта техника достигла в последнюю треть 18 столетия, выдвинув плеяду подлинно виртуозных мастеров. Хотя природа этой техники такова, что мало допускает развития ее выразительных средств и изменения художественных приемов, деятельность таких мастеров, как Джон Рафаэль Смит, Валентин Грин, Уильям Дикинсон, братья Уильям и Джордж Уорды, Ричард Ирлом и ряд других художников, демонстрирует тонкое художественное чутье и мастерство. Они в первую очередь и могли превратить репродукционное меццо-тинто в листы самостоятельной художественной ценности. При переводе живописного полотна в гравюру значительно меняется характер восприятия произведения. Это связано во многом с уменьшением, как правило, масштаба изображения. Оно приобретает большую камерность, «кабинетность» в листе. Репродуцирование влечет за собой и трансформацию красочной живописности полотна в монохромную светотень. Это требует от гравера поиска такого живописного богатства и нюансировки в пределах одного тона, которые могли бы донести до зрителя красоту и эффект оригинала. Наконец, мастер никогда не должен забывать о совершенно иной матово-бархатистой фактуре изображения, от сочности и глубины которой многое зависит в окончательном декоративном эффекте листа и восприятии произведения зрителем.